0
4214
Газета СНГ Интернет-версия

03.10.2016 20:22:00

Путин и Назарбаев решат проблемы в ручном режиме

Тэги: казахстан, россия, назарбаев, путин, дорожная карта, транспорт, еаэс


Нурсултан Назарбаев недоволен снижением объемов торговли с РФ . 	Фото Reuters
Нурсултан Назарбаев недоволен снижением объемов торговли с РФ . Фото Reuters

Сегодня в Астане президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудят вопросы взаимодействия стран в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также примут участие в работе XIII форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В центре внимания – проекты транспортно-логистического комплекса двух стран общей стоимостью 25 млрд долл., через которые проходят магистральные пути Евразии, а также сокращение торговых барьеров между Россией и Казахстаном.

Несмотря на то что Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев встречаются часто, а это их шестая встреча в нынешнем году, вопросов, требующих решения, меньше не становится. Как сказал «НГ» генеральный директор информационно-аналитического Центра МГУ по изучению постсоветского пространства Сергей Рекеда, «на высший уровень вынесены одни из самых проблемных тем взаимодействия России и Казахстана в рамках ЕАЭС». «От казахстанских коллег довольно часто можно услышать критику в сторону России по поводу таможенных изъятий. В целом диалог по этой теме осложняется экономическими проблемами в наших странах», – отметил Рекеда.

Напомним, что, создавая ЕАЭС, Россия, Белоруссия и Казахстан декларировали, что долгосрочной целью интеграции является создание полноценного экономического союза, основанного на четырех свободах: обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Но вместо ожидаемого роста торгового оборота, напротив, отмечено его падение. Например, по итогам 2015 года торговый оборот между Казахстаном и Россией составил 14,6 млрд долл., снизившись по сравнению с 2014 годом на 28%, при этом экспорт из Казахстана сократился на 32% и составил 4,3 млрд долл. Эксперты обращают внимание, что тенденция к сокращению товарооборота сохраняется и в текущем году. Причины снижения эксперты называют как объективные – обвал цен на нефть и девальвация российского рубля, так и субъективные – введение ответных российских санкций против производителей США, ЕС и ряда других стран. А отсутствие аналогичных решений со стороны Белоруссии и Казахстана нарушает базовый принцип ЕАЭС, и торговая политика становится менее согласованной. 

Представители деловых кругов Казахстана говорят, что хотели бы выйти за рамки приграничного торгового сотрудничества, хотя именно оно образует серьезную составляющую ЕАЭС, и закрепиться в столичном регионе. Но эти планы реализуются со скрипом. Эксперты считают, что в процессе евразийской интеграции много политики и мало экономики.

Развитие транспортно-логистического потенциала, как отметил Сергей Рекеда, «сейчас один из экономических приоритетов для Астаны». «Однако здесь тоже существует ряд сложностей в согласовании позиций двух стран. Напомню, например, что не без проблем идет развитие Объединенной транспортно-логистической компании, в создании которой участвовали железнодорожные операторы Белоруссии, России и Казахстана. Конечно, не следует ожидать, что по итогам визита президента РФ все эти проблемы сразу будут решены. Но тот факт, что выбраны эти темы для переговоров президентов Путина и Назарбаева, дает надежду на то, что принципиальные решения, ориентиры для профильных ведомств все-таки будут намечены», – считает эксперт. По его мнению, от решения этих вопросов во многом зависит прогресс евразийской интеграции в целом.

Руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев полагает, что транспортно-логистическая тема важна не только для Казахстана, но и для России. Еще в начале в сентября в ходе переговоров в Сочи Назарбаев сообщил, что готовится очень много проектов общей стоимостью примерно 25 млрд долл. «Дело в том, что вопросы развития транспортно-логистического потенциала в интеграционной повестке 2016 года носят приоритетный характер. Это в том числе сопряжение проектов Евразийского экономического союза и экономического пояса Нового шелкового пути, имеющее хорошую перспективу. Скорее всего на форуме стороны обсудят международный мегапроект «Западная Европа – Западный Китай». Вопрос завершения строительства этой магистрали остается актуальным», – сказал «НГ» Полетаев.

Эксперт напомнил, что китайцы свой участок сдали в эксплуатацию в 2011 году. Казахстан планирует закончить строительство своего участка дороги в конце 2016 года. А Россия только в 2017 году планирует начать строительство дороги и завершить ее к 2020 году. По расчетам специалистов, после реализации проекта грузы из Китая в Западную Европу по магистрали будут доставляться за 10–11 дней. По словам Полетаева, проект создания международного автомобильного маршрута «Западная Европа – Западный Китай» – единственный, предусмотренный совместным сотрудничеством в сфере транспорта между Казахстаном и Россией на 2012–2017 годы. При этом транзитные мощности приграничья двух стран недостаточно загружены.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миру нужен сбалансированный энергопереход

Миру нужен сбалансированный энергопереход

Елена Крапчатова

Эксперты поддержали выводы, прозвучавшие в докладе главы «Роснефти» на ПМЭФ-2025

0
340
Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Дарья Гармоненко

В политически сложные регионы отправят общественную мониторинговую группу

0
518
Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Иван Родин

Профессиональной корпорации предстоит пережить расширение рядов и усиление госконтроля

0
604
Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На XIX съезде партии красные дадут бой белым национал-патриотам

0
518

Другие новости