0
2485
Газета Культура Интернет-версия

02.11.1999 00:00:00

Лебедь навсегда

Тэги: балет


Одетта - Татьяна Чернобровкина.
Фото Вадима Лапина

ПОСЛЕ двухлетнего перерыва, вызванного рождением сына, на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вновь вышла его прима-балерина Татьяна Чернобровкина. Очередное "Лебединое озеро" в связи с этим воспринималось как премьера: в главной партии - одна из лучших Одетт-Одиллий России. На Чернобровкину специально ходят ценители - на "Жизель", "Дон Кихота", "Эсмеральду", "Корсар", "Шопениану"... Многочисленные поклонники и друзья таланта Чернобровкиной - те, кто за эти годы часто звонили в театр, спрашивая, когда же наконец вернется в искусство их любимая балерина, - аплодировали на спектакле так, что временами не было слышно музыки.

Об этой роли Чернобровкиной критика писала: "Ее исполнение достойно войти в перечень совершенных хореографических трактовок всех времен и народов". Балерина действительно делает роль по-своему: ее Одетта не похожа на ранимо-беззащитную девушку-лебедя Улановой или на замкнутую - Семеновой так же, как и на экзальтированную героиню Плисецкой. У Чернобровкиной доминирует смысловое равновесие: трагизм совмещается с просветлением, а покорности обстоятельствам столько же, сколько протеста. Она не навязывает зрителям никаких трактовок - каждый может поставить собственные акценты в этом потоке лирических эмоций...

- Таня, вы танцевали "Лебединое озеро", "Умирающего лебедя", "Лебединую песню". Прослеживается сквозная тема: раненый лебедь как метафора...

- Мне очень нравятся лебеди, по-моему, это самая красивая птица. Я часто наблюдала за ними, пыталась понять секрет их особенной грации в воде: как работают крылья, как изгибается шея... Все "лебединые" балеты строятся на образе девушки-птицы, поэтому некоторая схожесть с настоящим лебедем не должна быть буквальной, ее необходимо трансформировать в нечто иное. Добавить сценической женственности...

- Наверняка вы видели много разных исполнительниц "лебединых" ролей в балете. Кто вам особенно запомнился?

- "Умирающий лебедь" Ульяны Лопаткиной. У нее особо выразительные руки. И, конечно, исполнение этой же роли Майей Плисецкой. Ее "Лебедь" был первым, который я увидела, когда мы вместе выступали на гастролях в Японии в 1986 году. Майя Михайловна очень хорошо ко мне отнеслась, помогала советами. Она лишь мне разрешила станцевать балет "Кармен" и показывала на репетициях, как лучше делать отдельные жесты в дуэтах с Хозе. Причем она настаивала, чтобы я танцевала эту роль по-своему, говорила: "Хорошо, что ты не похожа на меня".

- Вы любите бравурные роли типа Кармен или Китри в "Дон Кихоте". Неоднократно говорили в интервью, что не считаете себя лирической балериной. А критики, наоборот, превозносят ваши лирико-романтические роли, несколько прохладнее относясь к другим партиям...

- Да, я знаю. И мне это кажется странным. Видимо, я чувствую одно, а зрители видят другое. Но субъективно мне легче вертеться в фуэте и делать третий акт "Лебединого", где действует демоническая Одиллия, чем танцевать второй и четвертый акты, где я ощущаю, что мне как бы "не хватает рук": они не так певучи и выразительны, как должно быть у Белого Лебедя. Поэтому мне было особенно приятно прочесть отзыв местных критиков о гастролях в Испании: там написали, что у меня в "Дон Кихоте" испанский темперамент.

- В начале вашей карьеры вас опекала Марина Тимофеевна Семенова...

- Да. И это были счастливые мгновения моей жизни. Семенова готовила меня к Международному конкурсу артистов балета в Москве, где я получила третью премию. Не так давно я танцевала на вечере в ГАБТе в честь 90-летия Марины Тимофеевны.

Это было па-де-де Одиллии и принца. Очень жаль, что не репетировала с ней "Лебединое озеро": у меня был другой педагог Татьяна Легат, и по этическим соображениям я не могла это сделать.

- В свое время вас лично звал в Большой театр сам Григорович. Но вы отказались по совету Семеновой: она сказала вам, что в ГАБТе вы будете в десятом составе...

- И она была права. Я совершенно об этом решении не жалею, хотя, когда я об этом говорю, мне не верят. С моим небойцовским характером я бы в ГАБТе не смогла сделать карьеру. А в нашем театре у меня все в порядке, ничего не приходится пробивать. Главное - у нас хорошая атмосфера, я не ощущаю зависти. Сам факт, что меня в свое время пригласили в Музыкальный театр Маргарита Дроздова и Галина Крапивина, тогда ведущие балерины, - говорит сам за себя.

- Чего вам не хватает в творчестве?

- Более разнообразного репертуара. К сожалению, у нас в театре не идет ни "Спящая красавица" (ее я танцую только на гастролях), ни "Баядерка". Мечтаю станцевать Баланчина. Раньше хотела попробовать и балеты Бориса Эйфмана, но теперь они меня меньше интересуют: в них слишком много повторов одного и того же. И я не отказалась бы и от совсем неожиданной работы - пусть будет что-нибудь ультрасовременное. Исполняет же знаменитая французская классическая балерина Сильви Гилем постановки Уильяма Форсайта...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
769
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
1795
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2316
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1752

Другие новости