0
1335
Газета Культура Интернет-версия

27.06.2001 00:00:00

Дон Кихот и дон Жуан

Тэги: эйфман, хореография, театр


ПОСЛЕДНИЕ годы петербургский хореограф Борис Эйфман необычайно популярен за границей, особенно в Америке. Именно там он отдыхает душой, зарабатывая и деньги, и моральный почет. За рубежом благодарны Эйфману за то, что он доставляет туда на дом танцы загадочной славянской души в экспортной упаковке. На родине тоже много любителей эйфмановского брэнда - популярно поданой "философичности". Но здесь его регулярно обижают критики (находя в патетических балетах Бориса Яковлевича привкус коммерческого кича) и не жалуют питерские градоначальники (до сих пор труппа не имеет в городе собственного театрального здания).

Именно в Америке, в Нью-Йорке, месяц назад состоялась премьера последнего балета Эйфмана "Мольер и Дон Жуан". Сегодня, а также 27 и 28 июня этот спектакль пройдет на сцене Московского музыкального театра. Постановки показывают в рамках Всемирной театральной олимпиады. После этого труппа Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана переместится в Большой театр, где с 1 по 8 июля пройдут ее столичные гастроли. Они начнутся и окончатся тем же "Мольером...". Спектакль с музыкой Моцарта и Берлиоза основан на подлинных фактах биографии знаменитого французского драматурга. Эйфман использует прием "театра в театре", поскольку Жан-Батист Мольер был не только автором пьес, но и актером, играющим в них. По ходу действия герой выступает в роли Дон Жуана из собственной пьесы "Дон Жуан Тенорио" - и на сцене, и в частной жизни. Кстати, жизнь эта - готовое либретто для мелодрамы с претензией на драму, любимого жанра Эйфмана. Ведь недоброжелатели обвиняли драматурга в кровосмешении: якобы он женился на собственной дочери, поскольку сначала любил Арманду Бежар - актрису своей труппы, а позже ее дочь Мадлену.

Между "Мольерами..." труппа покажет давние балеты: "Русский Гамлет" (3 и 6 июля), "Дон Кихот" (4-го), "Пиноккио" (по утрам 7 и 8-го) и "Мой Иерусалим". Все они подробно рецензировались в "НГ" (см. номера газеты от 27.05.98, от 21.01 и 26.01.2000, от 29.02.2000). Спектакли Эйфмана основаны прежде всего на пластическом пересказе либретто: как не устает повторять хореограф, серьезные мировоззренческие идеи есть залог хорошего балета. Именно они придают смысл бессмысленным, по его мнению, линиям танца. Во всех постановках фигурирует любимый персонаж Бориса Яковлевича - идеалист с тонкой ранимой душой, конфликтующий с грубой действительностью. Это может быть российский император Павел Первый в "Русском Гамлете", Рыцарь Печального образа в "Дон Кихоте" или безымянные танцовщики в "...Иерусалиме" - балете, навеянном впечатлениями от туристской поездки Эйфмана в Палестину. В "...Гамлете", постановке по мотивам русской истории начала XIX века, наследник престола Павел - жертва очень сексуально озабоченной матушки, императрицы Екатерины, а его брачная ночь осуществляется под музыку бетховенской "Лунной сонаты". В спектакле про Дон Кихота отрывки из популярной классической версии перемежаются со сценами в психушке, где и обитает лирический герой. В палестинском же балете средствами танцев народов мира пропагандируется дружба этих народов и заявлен протест против наркотиков.

Везде правит бал назидательность, но она умело замаскирована - Эйфман хорошо режиссирует свои постановки, так что "актуальность" у него круто замешана на зрелищности. В балетах всегда стремительное действие, акробатическо-эротическая хореография, музыкальная нарезка из популярных композиторов-классиков и исполнительская самоотдача танцовщиков. Единственное исключение из назидательности, и то частичное, - веселый детский балет "Пиноккио", поставленный про всем известного Буратино, но не по пересказу итальянской сказки, сделанному Алексеем Толстым, а по литературному оригиналу. Это типичный "семейный" спектакль: дети и родители совершат культпоход в театр. Первые будут увлеченно следить за приключениями хороших кукол, вторые, возможно, оценят идеи Эйфмана, протестующего против "промывания мозгов" диктатором Карабасом, мечтающим всех оболванить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
1171
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2400
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
3024
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2301

Другие новости