0
959
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2002 00:00:00

Охотник на оленей

Тэги: корольолень, рощин, рамт


Дель арте сегодня - театр, преподающий урок наивности без тени назидательности, а вместе с тем припоминающий и самое расчудесное, и самое чудовищное, что свойственно людям. Дель арте обязывает к фантазийной, азартной зрелищности, созданной в очевидной простоте. Но - простоте моцартианской, неслучайной. А потому многие индивидуалисты от театра верят, что дель арте дает волю для изобретения новых форм. А если еще и о содержании поразмыслить - красота!

Самый свежий пример - "Король-олень", поставленный в РАМТе Николаем Рощиным. Программка снабжена пространным определением жанра постановки: "Механическое действо в двух актах и четырех картинах по фантастической фьябе господина Карла Гоцци". Прилагается еще и длинный описательный комментарий: "Душераздирающая и леденящая кровь история об испепеляющей любви, пожирающей зависти, кровавом преступлении и жестокой мести..." - и так далее. Получив всестороннее объяснение и оценив легкий режиссерский сарказм, зрители должны уверовать в то, что вечер будет потрачен не зря.

"Механическим" действо названо оттого, что все персонажи в масках и двигаются, как заводные куклы, помещенные художником Ольгой Шагалиной в гигантский, грубого дерева ящик с откинутой створкой. Большие катушки разматывают рыцарские флаги (в замке Дерамо), а из металлических трубок в две секунды вырастают голые деревья, похожие на странного вида бамбук (в лесу). И если режиссер начинает объясняться еще в программке, художник позволяет себе стильную недосказанность, создавая, подобно атмосферному явлению, и мистический страх, и прочие шалости.

Так сложилось, что если на сцене дельартовские маски, никуда не деться от внятного решения каждого индивидуального пластического образа. Иначе не избежать толпы мертвенно-кукольных персонажей, перебрасывающихся шутками. Иначе персонаж так и останется персонажем, не обнаружив ничего человеческого. А значит, сопереживать ему будет необязательно и сама история окажется совершенно напрасной.

Вот на авансцене стоит всеми покинутый, главный и единственный злодей Тарталья (Михаил Полицеймако), обсыпанный бумажным снегом. За него удивительным образом обидно, его жалко. Тарталья - злодей обворожительный: Полицеймако точно и осмысленно существует в рамках придуманного образа, обусловленного пластикой, голосом, костюмом, а потому и не грешит отсутствием содержания - незаурядный, страдающий мерзавец, умирающий от зависти к королю и от любви к прекрасной его невесте.

Героический король Дерамо (Иван Волков) - персонаж тоже страдающий, но сопереживать ему как-то неохота - слишком уж он героический. Другое дело, когда блистательный Дерамо обращается колченогим, подагрическим, страшенным стариком - тут и страдания, и героизм обретают совершенно новую гротескную форму. Зрителям и жалко, и смешно, старик-то замечательный, куда более одушевленный, нежели скульптурный король. Про то и сказка - каким бы венценосным блондином ты ни был, душевной красоты никто не отменял.

Вообще талантливо валять дурака с пользой для себя и окружающих - дело непростое. Тому необходимы серьезные основания. Придумать своего персонажа в сказке Гоцци - задача, увлекательнее не найти. Сверхзадача - собрать из персонажей ненапрасную историю, спектакль. Несколько лет назад Николай Рощин сотоварищи как из пушки выстрелили, явив миру постановку "Пчеловоды", инспирированную образами картин Брейгеля и Босха. Иван Волков, Андрей Крылов, Михаил Горский и сам Рощин в той истории серьезно рассуждали о больших понятиях смерти, наивности, о большом выборе между жизнью и покоем. Да и зрелищем "Пчеловоды" были тоже превосходным.

Теперь от команды остались Рощин и Волков. Их новой постановке не хватает былой легкости театрального бытия, азарта и философичности. Да и объясняться со зрителем нужно не при помощи многоречивой программки, а со сцены. Зачем, к примеру, в финале как насмешка выкатывается пыльно-красное колесо, криминально похожее на сооружение Олега Шейнциса в ленкомовских "Мистификациях"? Впрочем, колесо - дело десятое.

Как и "Пчеловоды", "Король-олень" чудится спектаклем не напрасным, а режиссер по-прежнему не валится с позиций индивидуалиста, обладающего собственной образной системой. Вместе с тем в этом стильном, динамичном дельартовском детективе есть какая-то недоговоренность: образы вдруг оборачиваются театрализованной иллюстративностью, не оставляя воздуха собственно режиссерскому высказыванию. Вот и получается, что постановочный ключ к пьесе найден. Но дверца, скрипнув, едва приоткрылась. Распахнуть бы ее теперь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1178
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
888
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1344
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
745