0
2740
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2003 00:00:00

Моление Джесси Норман

Тэги: ашкенази, спиваков, норман, концерт


ашкенази, спиваков, норман, концерт Азартный антитоталитарист Ашкенази голосует за музыку.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Декабрьская музыкальная вахта продолжилась очередными концертами фестиваля Владимира Спивакова. Многих тут привлекает только имя Джесси Норман. В дни ее выступлений в предбанниках консерватории творилась самая настоящая ходынка, в то время как другие достойные концерты фестиваля были проигнорированы публикой (публика в большинстве своем не любит современной музыки и не покупает дорогие билеты на классические концерты). Полупустому залу Дома музыки предназначалась эклектично-монументальная оратория Кшиштофа Пендерецкого "Семь врат Иерусалима" под управлением 70-летнего, но весьма крепко выглядящего автора. А гурманам, не испугавшимся не слишком шлягерной программы в БЗК, досталось удовольствие от виртуозных солистов Поля Мейера (кларнет) и Александра Петрова (фагот) в духовых концертах Рихарда Штрауса и Моцарта и от невероятно милого английского тенора Тоби Спенса во французском вокальном цикле Бриттена на стихи Артюра Рембо "Озарения" (Les Illuminations). Да и Спиваков со своими "Виртуозами Москвы" выглядит гораздо большим победителем, нежели с новым своим НФО.

Попытавшись хоть как-то приукрасить невероятное для Спивакова отсутствие VIP"ов на фестивале, устроители организовали на втором концерте с участием Джесси Норман кое-каких узнаваемых персонажей: Образцова увлеченно приникала к Виктюку, Алла Демидова скромно беседовала со своей давней подругой Маквалой Касрашвили, рядом сидели почти что "нашенские" по виду пан и пани Пендерецкие. А в общем и целом ситуация с VIP"ами всех мастей на мероприятиях всех видов сегодня идет к тому, что скоро им придется платить за эти услуги гонорар (если уже не платят). Чтобы "прикоснуться" к великолепной Джесси, публике пришлось не только выслушать первое отделение, в котором скрипач Спиваков с гобоистом Уткиным на удивление раскрепощенно играли Баха, а пианист Мацуев спортивно резвился в Первом концерте Шостаковича, но сначала 45 минут ждать начала концерта, пока все сумели преодолеть Сциллу и Харибду металлоискателей. На сей раз Джесси снизошла в светлом. Ее моление состояло из двух частей: "Помни меня" (ария Дидоны из оперы Перселла) и "Смилуйся, Господи" (ария Петра из баховских "Страстей по Матфею"). И нам жаль тех, кто не смог в это время пережить свой, хотя бы маленький, катарсис. Дальше были вагнеровские стихотворения Везендонк. И если несколькими днями раньше Вальтраут Майер пела их с сухим рационализмом, то голос-оркестр Джесси Норман превращает небольшой вокальный цикл в космический симфонический эпос, играющий всеми красками жизни. И честное слово, рядом с таким полноводным, не без брутальности вокалом аккуратненькие голоски модных аутентично-барочных девочек кажутся просто ерундой. Коллизия между музыкой и публикой выразилась на сей раз в аплодисментах между частями цикла (было и одно блаженное "браво" откуда-то сверху): шокированная Джесси холодела с головы до пят и как испуганный страус пряталась в высокий стоячий воротник своего платья. Небольшие расхождения оркестра с певицей были замечены только большими специалистами.

Владимир Ашкенази еще в прошлом сезоне пообещал вернуться с антитоталитарным проектом, поводом для которого стал совпадающий по дате юбилей смерти Сталина и Прокофьева, и сейчас сдержал обещание. При хорошем, но тоже далеко не полном сборе он выступил в БЗК с оркестром Башмета "Новая Россия". Аккурат перед выборами. В течение 2003 года эта программа под разными названиями ("Прокофьев и Шостакович под Сталиным", "Музыка и диктатура", "Противостояние диктатуры и искусства в СССР") звучала в центральных залах Нью-Йорка, Лондона, Вены, Кельна и Праги. Сверхзадача - напомнить людям, как тяжело было жить и творить великим композиторам в Советском Союзе. В первом отделении был применен ставший расхожим метод "живого саундтрека" (только что слышали у Гласса) - в сопровождении музыки Прокофьева и Шостаковича на экране, закрывшем органный пейзаж, показывали отрывки из фильмов "Иван Грозный", "Незабываемый 1919-й" и "Падение Берлина". Излишняя плакатность и неизбежная наивная иллюстративность этого сейшна сменилась во втором отделении "чистой музыкой" - Тринадцатой симфонией Шостаковича на стихи Евтушенко ("Бабий яр"), для исполнения которой был вызван, по всей видимости, ее лучший на сегодня интерпретатор Сергей Лейферкус с его до блеска отполированным баритоном, кристальной дикцией и непевческим интеллектом. Правда, ко всем этим качествам естественным образом прибавилась и весьма обаятельная для серьезного человека усталость. По сравнению с предыдущим московским исполнением "Бабьего яра" (оркестр Владимира Зивы, солист - Анатолий Кочерга) несколько ожила Капелла имени Юрлова, но в целом она по-прежнему выглядит потасканно и хронически не отличается хорошей дикцией. Что касается оркестра, то он, называвшийся до недавнего "Молодой Россией", еще не дорос до подобной музыки, да и класс Ашкенази-дирижера бесспорно выше возможностей коллектива. В зале присутствовала вдова Шостаковича.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
445
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
397
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
353
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
329

Другие новости