0
1516
Газета Культура Интернет-версия

24.11.2004 00:00:00

Моцарт и Сильвестров

Тэги: фестиваль, каган, сильвестров


фестиваль, каган, сильвестров Какая красивая пара – Наталия Гутман и Олег Каган много лет назад.
Фото из архива Московской филармонии

Контраст классики и современности составил основное содержание заключительного концерта кагановского фестиваля. Яркие, озаренные светом концерты Моцарта – знаменитый 27-й фортепианный, в котором обаятельно и неожиданно романтично солировал Алексей Любимов, и Концерт для гобоя с оркестром, где перед публикой предстал потрясающий французский гобоист-виртуоз Франсуа Лелё. Лелё знает цену не только нотам звучащим, но и паузам, в которых заставляет буквально замирать публику. Очень качественно показал себя наш филармонический оркестр, за пультом которого был гость из Эстонии Андреас Мустонен. Известный скрипач-аутентист, руководитель первого в Союзе ансамбля ренессансной музыки, он привнес свой стиль в интерпретацию Моцарта, заставляя оркестрантов расслышать и передать все богатство его музыкальной интонации. Добавим сюда привычный для аутентистов "драйв" – и бурные восторги зала обеспечены.

Иным предстал "Реквием для Ларисы" украинского композитора Валентина Сильвестрова. Его творчество давно нашло признание у нас и на Западе у таких признанных пропагандистов современной музыки, как Татьяна Гринденко, Гидон Кремер, Алексей Любимов. Последний, кстати, в этом сезоне сыграл целую серию сильвестровских опусов, в частности "Постлюдию" с РНО и дирижером Владимиром Юровским.

Посвященный памяти безвременно умершей жены – Ларисы Бондаренко, «Реквием» вряд ли необходимо сравнивать с классическими образцами этого жанра. Здесь все сугубо индивидуально – от трактовки текста (из канонического использованы отдельные фрагменты) до общей дискретности изложения. Мы словно парим в разреженном пространстве, движемся в режиме "стоп-кадра", где тревожно-угрожающие звучности сменяются неожиданными островками "красивой" музыки. В эти моменты Сильвестров прибегает к аллюзии на стиль Моцарта, символизирующий нечто идеально-прекрасное, как некогда было у Малера в его Четвертой симфонии. Этот прием – посреди хаоса и амелодичной музыки кинуть взгляд в прошлое, ощутить катарсис, обращаясь к классике, – вещь, довольно обычная среди композиторов поколения Шнитке–Денисова. Однако реакция публики в данном случае была не столь однозначно положительная, как на недавнем фестивале того же Шнитке. В течение почти 40-минутного сочинения люди планомерно покидали зал. Не то чтобы это носило характер массового бегства – просто для многих метафизические размышления о жизни и смерти, высказанные непривычным языком, оказались выше сил. Понадеемся, что эта российская премьера окажется не последним исполнением "Реквиема" и что публика, если и не полюбит, то привыкнет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
922
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
636
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
725
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
890

Другие новости