0
757
Газета Культура Интернет-версия

19.12.2005 00:00:00

Руслана разменяли на мелкую монету

Анна Андрушкевич

Об авторе: Анна Андрушкевич - музыкальный критик.

Тэги: спектакль, глинка, опера


Авторов спектакля вдохновляли идеи самые благие: во-первых, они, по их словам, «шли за Пушкиным»; во-вторых, им хотелось сделать смешную и современную сказку, которая нравилась бы и детям и взрослым. При этом поход за Пушкиным почему-то привел к весьма неожиданным явлениям: например, Ратмир теперь стал женщиной (Ратмирой? Ратмиршей?), и у него с Гориславой происходит нечто, непостижное уму. А желание «сделать смешно» обернулось такими неумелыми потугами, что поневоле затоскуешь о концертном исполнении; только и о нем мечтать следует весьма осторожно, потому что музыкальная сторона заметно хромает. Наина (Юлия Абакумовская) и Фарлаф (Сергей Тарасов) на премьере были совсем безголосы, Руслан (Алексей Антонов) хотя и сдавленно, но все-таки пел; Людмила (Галина Королева) в I действии под надзором отца звучала довольно робко, в клетке Черномора была уже уверенней, а пробудившись от волшебного сна, запела чисто, ясно и проникновенно. Но вот чего совсем нельзя было ожидать, так это, что сцена Гориславы (Татьяна Смирнова) и Ратмира (Александра Саульская-Шулятьева) станет чуть ли не лучшей в спектакле: обе так поют, что в этот момент прощаешь огрехи режиссуры.

Что до зрительных впечатлений, то вам показывают все и сразу: на Руслане костюм а-ля Иван Царевич, Людмила щеголяет розово-мультяшечными волосами, на ком – меха, на ком – новогодняя мишура, черноморово кукольное воинство то ли сошло с экрана Mortal Combat, то ли, напротив, туда направляется. Сочетается все это примерно как короли и капуста, но постановщикам, похоже, такой стиль нравится. А чтобы уж совсем было не скучно, оперу задумали оживить, отчего произошло две вещи. Во-первых, певцы все время куда-то быстро движутся без особых на то оснований, и поэтому оркестр, ведомый Сергеем Лысенко, довольно часто их теряет. Во-вторых, сцена почти все время населена зелеными мутантами, черепашками-ниндзя, хороводами Мухоморов, тощими человечками, которые прыгают друг через друга, подогнув коленки. Даже Руслан в дивной арии «Времен от вечной темноты» почему-то волочет на веревочках двух волосатых нежитей.

Кроме юмора есть еще символика, причем особенно развита «символика шара»: витязи сидят на огромных рыжих апельсинах, изображая скачку, точно как в детском садике на утренниках. В садах Наины вместе с симпатичными аквариумными водорослями с потолка свисают яблоки, успешно символизирующие соблазн. Вообще декорации, меняющиеся в каждой картине, и красивы, и эффектны, но их убивает окружающий пронырливый комикс и эстетика типа «Дом культуры».

Однако многочисленная публика осталась довольна: увертюра (ее здесь играют в конце) утонула в аплодисментах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2275
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1768
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3150
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
883