0
1049
Газета Культура Интернет-версия

07.11.2006 00:00:00

Мещанству – бой!

Тэги: театр, золушка, мещанство


театр, золушка, мещанство Очередная Золушка (Наталья Сомова) мила до бесконечности. Сцена из спектакля.
Фото Елены Фетисовой

Новым балетом «Золушка» Московский музыкальный театр вступил в регулярную репертуарную жизнь. Для красивого начала театр пригласил Олега Виноградова, бывшего руководителя балета Кировского (ныне – Мариинского) театра. Теперь Виноградов живет в Вашингтоне, где он возглавляет балетную академию и успевает тиражировать по свету некоторые постановки многолетней давности. Музыкальный театр несколько лет назад приобрел его «Тщетную предосторожность». Теперь настал черед «Золушки» – балета на музыку Прокофьева, впервые поставленного в Новосибирске в 1964 году.

То было время взлета нового поколения советских хореографов. Олег Виноградов, как и Юрий Григорович, числился в ряду реформаторов-«шестидесятников», ниспровергающих устаревший «драмбалет» (к тому времени устало копировавший приемы Малого и Художественного театров). Тогда каждый спектакль молодой балетмейстерской поросли становился манифестом. Новосибирская «Золушка», хоть и числилась по разряду сказки, тоже несла в массы ярко выраженную общественную мысль, литературную и танцевальную.

Спектакль пронизывает настойчивая идея воздаяния по справедливости (выраженная четче, чем в сказке Перро). Прямо не балет, а оттепель после тиранства, когда хороших обязательно спасут, а плохих наконец-то «прикроют» (по мановению волшебной палочки). Коль героиня бестрепетно чистит горшки на кухне и терпит склочных родственниц – ей будет послана награда. Раз талантливая Золушка умеет танцевать лучше всех – искуснице положен бал, где можно показать свое искусство. А нежели благонравный принц отличается от чопорного окружения и не боится испытаний – он получит Золушку как приобщение к прекрасному и предел мечтаний.

Сценография Валерия Левенталя, внешне избыточно-кудрявая, пестренькая, с кудельками и рюшечками – тоже сделана не просто так, а с подтекстом. Вслед за хореографом и «шестидесятник» Левенталь активно борется с мещанством. Мачеха и сестры одеты вызывающе безвкусно, и дом их заляпан сочетанием зеленого с розовым (еще Чехов заклеймил это сочетание как ужасное), и королевский дворец переполнен вычурностями рококо – аж не продохнуть. Но хорошие люди довольствуются малым: кухня Золушки выдержана в благородно-коричневом, ее платье – белое, а камзол принца скромен для коронованной особы.

Хореография «Золушки» типична для эпохи создания. Тогда, после унылого натурализма и «бытовухи» в балете, захотелось, чтобы на сцене не было «танцев на свадьбе», а был «образ свадьбы через танец». В момент создания эта пластика, построенная на смеси обязательной классики положительных героев с не менее обязательным кривлянием отрицательных, конечно, несла свежее пластическое дыхание – после движенчески аскетического «драмбалета». Одних фей на сцене восемнадцать штук – им отдана первая из трех развернутых танцевальных сюит (две других – сюита «придворной среды» и сюита поисков Золушки с заездом принца в Испанию и Мавританию). Кстати, кордебалетом постановщик не очень доволен, по его словам, «театр потерял ощущение большого спектакля за годы ремонта».

Поскольку Виноградов уверен, что балет «существует только ради женской красоты», то и Золушка (способная и перспективная балерина Наталья Сомова) у него мила до бесконечности со своим блондинистым париком и выражением перманентной невинности на лице. А душевное волнение Принца (ладно прыгающий и крутящийся, но слабый в мелких «заносках» Михаил Пухов), как почти всегда в советских балетах, показано через большой прыжок.

То, что претендовало на активное общественное высказывание сорок лет назад, сегодня смотрится как очень наивная и, в общем, по-хорошему старомодная история, похожая на елочное представление для детей. Главное достоинство балета определил сам хореограф на пресс-конференции: в балете нет никаких новомодных прочтений и пагубных для нравственности тенденций, и главное, чем Виноградов особенно гордится, «принц не будет искать Золушку в борделе для «голубых». Для взрослого человека этот спектакль – повод сводить в театр ребенка. Вряд ли такой «эффект утренника» запланирован хореографом, но Виноградову не надо расстраиваться. Это не первый подобный случай в искусстве. Александр Дюма тоже писал романы «плаща и шпаги» для взрослых. Теперь их читают третьеклассники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
263
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
138
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
152
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
142