Спустя несколько дней после каннской премьеры в российский прокат выходит новый фильм братьев Вачовски. Это их первый фильм после «Матрицы», и в данном случае они взялись живыми актерами «анимировать» старую мультипликационную историю.
Со «Спиди-гонщиком» история другая... Когда выпускали на экран «Матрицу», она задумывалась как артефакт современного киноискусства (в своей массово-популярной форме), которому обеспечено должное почтение на несколько десятилетий вперед. Если не по спецэффектам, то уж по замыслу – точно. Только на каждый роток не накинешь┘ И не запретишь. По иронии судьбы именно поляки (вместе с японцами) несколькими годами спустя разродились «Авалоном», и он – не калька, снимать его начали примерно в то же время, видимо, денег было меньше, вот и подзадержались. Причем его, к слову сказать, в «матричных» кругах любят гораздо больше, чем «Матрицу»: не по спецэффектам и дороговизне постановочной – по замыслу.
А «Спиди», он с неба звезд не хватает. Энди и Ларри Вачовски даже названия менять не стали. Тут уж как повезет: может, американцы и не знают одноименного аниме-сериала. Хотя как не знать – он насаждался там почти силой. Сначала сразу после выхода в Японии в 1967 году, потом в 1993-м в Америке сделали свою, провальную версию: от исходника осталось очень мало, гонять Спиди начал на машине времени в погонях за мерзкими мутантами. В 1997-м, чтобы отпраздновать 30-летие фильма, в Стране восходящего солнца появились на свет еще 34 серии про отчаянного гонщика, их тут же экспортировали. Но, видимо, известность – на руку и не помеха для «мелкого» заимствования. Правда, что греха таить: сюжет здорово подправлен, вычищен. Куда это дело годится, нет, нам не нужен постоянный поток проблемных жизненных ситуаций. Лучше одну оставить, но чтоб захватывало. И в хронометраж укладывалось. Тут тебе снова ребенок-подросток, у которого проблемы: школу заканчивать надо, а он все о гонках грезит. В память о сгоревшем заживо старшем брате – тот из автомобиля не успел выбраться. Проводим четкую границу между злыми дядями, которые хотят власти и денег, и добрыми, которые встают у них на пути. И обязательно нужно девушку-красавицу, она спешит на помощь. В довершение обнаруживаются друзья, готовые встать на сторону добра. Линия выписана четко: мечта – ее достижение – все счастливы. Но главное не это, главное у Вачовски – атмосфера. Мало того что человеческие образы отличаются завидным сходством со своими сериальными собратьями – близки настолько, диву даешься; они еще и так вписаны в кадр, так расцвечены неоновыми красками – эффект присутствия возникает практически сразу. Зрителя затягивает в экран, он сам – член экипажа у гонщика по имени Спиди (по-русски Быстрец, значит). На эффект режиссеры и ставили, им нужен процесс, скоростное шоу, яркое и захватывающее, в этом они себе отчаянно верны. А хеппи-энды разные – все на откуп семейному жанру и японскому подлиннику. Ставили они и на звездность. Эмиль Хирш и Кристина Риччи, Сьюзан Сарандон и Мэттью Фокс, Джон Гудмен, половины было бы достаточно, чтобы визуальный ряд ласкал глаз.
Что до России, у нас мультипликационного «Спиди» все-таки помнят. Его транслировали в 1990-е, и, по отзывам блюстителей-статистиков, не один ребенок прочно прикипал к телеэкрану между четырьмя и пятью по московскому времени. Хотя, что рассуждать, для сметливых и успешных Вачовски – это ни в коем случае не публичное признание в своей идейной несостоятельности, в современной же культуре почти все вторично. Скорее это дополнительный маркетинговый козырь. И выходит фильм на российские киноэкраны перед самым началом летних каникул – а значит, уже на первой неделе соберет приличную кассу. Притом не так-то уж часто удается без риска для психики ребенка выбраться в кинотеатр всей семьей, а со «Спиди» не рискуешь ничем.