0
1905
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2008 00:00:00

Бледнеть и гаснуть – вот блаженство

Тэги: опера, онегин


В Берлине поют «Онегина». Режиссер спектакля – Иахим Фрайер. Дирижер – Даниэль Баренбойм, «следовательно», Татьяну поет наша Анна Самуил.

Девушка в черном платье и в белой фате стоит на круто спускающемся к зрительному залу помосте, как большая кукла с трагически-огромными глазами. Жестом, который еще не раз будет повторяться, Татьяна снимает фату, и та падает на пол. Татьяна как несбывшаяся невеста из Тима Бертона. Под тягостные звуки увертюры поднимаются из-за крутого горизонта, надвигаются на нас герои ее вечно повторяющегося сна – не то подернутые тленом мертвецы, не то бумажные фигурки, по краям тронутые огнем. Это движение – появление из-за горизонта, «накат» к просцениуму и «откат» обратно – самое характерное в спектакле, хоть время от времени персонажи смешно движутся по линиям, параллельным горизонтам (передвигая ногами, как в твисте), а некоторые даже движутся по диагонали. Однако главные арии будут решены именно в «рассветно-закатном» движении: будут расцветать к просцениуму, а затем красиво угасать, возвращаясь к горизонту.

То, что если Иахим Фрайер ставит «Евгения Онегина», то Онегин будет похож на Пьеро, а Ольга – на Коломбину, было ясно. Труднее было предвидеть, что режиссер вспомнит о Шагале и, может, даже о «Мертвых душах». Главное однако – в музыке. Может быть, еще никогда «Онегин» не звучал такой нездешней, неземной красотой. В трактовке Даниэля Баренбойма исчез любой намек на жанровость и все слилось в одну ностальгическую ораторию. Не только Татьяна – здесь все поет мечтой о жизни. Музыка изначально пронизана фатальной невозможностью, несбыточностью. Начиная с увертюры, начиная со «Слыхали ль вы», когда уже хочется плакать, потому что – жизнь прошла, и не только у Лариной... А уж когда вставший из-под земли хор затянет «Болят, болят мои скоры ноженьки» – это прозвучит почище любого «Реквиема». Ясно, что эти ноженьки болят не от беготни...

Здесь вообще не бегают, не врываются и не танцуют. И для Баренбойма, и для Фрайера эта музыка сродни прелюдиям Шопена – здесь бал не бал, а воспоминание о бале, его бледные, обрывочные отголоски. Воспоминание о вальсе – кружение со стулом в руках, воспоминания о «русской» – подергивания ногами скалящего зубы очкарика; воспоминания о твисте – легкие вихляния у движущейся к краю сцены и обратно Ольги. Эти движения появляются то у одного, то у другого, как остаточные рефлекторные подрыгивания давно уже успокоенных тел. Тел, способных двигаться – как в чьем-то сне – лишь плавно, по прямой или кружиться, вздымая руки или – как это часто у Татьяны – складывая их крестом на груди. Впрочем, подчас кружение становится френетическим, например, в сцене прибытия Онегина: кто крутит, как волчок, стулья, а кто – просто быстро вращает ладонью в пустом воздухе. Наверно, так духи вызывают живых людей.

Впрочем, Онегин не очень похож на живого и если такие ассоциации возникают, то потому, что Роман Трекель менее всего вписывается в «ностальгию по жизни». Он как чинный немец, саркастически взирающий на весь этот как бы витебский - шагаловский - балаган. Ленский Роландо Виллазона вписывается, и можно подивиться дисциплинированности, с какой знаменитый тенор играет Лунного Пьеро – если тут и осталась «порывистость» и «страстность», то тоже скорее воспоминание о каком-нибудь «Смейся, паяц...». Это тонкая, ироничная работа, хоть к общей трактовке подошел бы Ленский более просветленно-потустронний. Его Коломбина, Ольга – смешная кукла с того света – как раз вносит эту ноту просветленности: в том, как Мария Горчевская поет знаменитые Ольгины «Зачем вздыхать...» звучит не беспечность, не пустота ветреной девушки, и не обыденный самообман – в этот момент душа улетает в сферу блаженной иллюзии.

Тон, однако, задает Татьяна Анны Самуил. Здесь нет «красоты страдания», есть просто красота. Эта Татьяна не страдает – она предвидит и скорбит. Один из самых сильных и музыкальных, и зрелищных моментов – вступление к сцене письма: тоска Татьяны взметается не предчувствием любви, а предчувствием катастрофы. «Мертвые души» неспешного няниного рассказа наползают и вдруг, как в сполохе красно-зеленой молнии (привет Шагалу!), застывают в страшном видении на краю сцены... В центре – Татьяна в фате. А рядом жених, вместо головы – огромный черный котелок! И это видение не раз повторится; эти молнии прошьют всего «Онегина» насквозь, вплоть до финального «Но я другому отдана...». Наполняющего зал, как гул поминального набата.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
135
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
248
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
233
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
251

Другие новости