0
742
Газета Культура Интернет-версия

26.10.2009 00:00:00

Малышка на миллион

Тэги: кино, премьера


Стивен Содерберг – режиссер редчайшей породы. У него в принципе нет того, что принято называть авторским почерком – и, как следствие, ничего общего между "Че", "11 друзьями Оушена" и совместным с Антониони "Эросом" нету. Но удивительно тут даже не то, насколько он разные фильмы может снять. Удивительно то, что они сняты в абсолютно разной манере, но, при этом, всегда на высоком уровне. Это всегда артхаус экстракласса, боевики предельного напряжения, исторические эпопеи вселенского размаха. И то, за что иного режиссера назовут лабухом и занесут в список халдеев, Содерберга носят на руках. У него, видимо, есть какие-то особые железы, что ли. Или внешние датчики, позволяющие улавливать, куда и откуда дует ветер.

"Девушка по вызову" – пожалуй, лучшее доказательство этой всеядности Содерберга. Но, в то же время, и лучшее доказательство того, что, заимствуя стиль и приемы – традиционные, иногда на зубах навязшие – в смысловом плане он всегда оказывается оригинален. И уникален он тем, что смысл строится сугубо на политических подтекстах, которые могут существовать в любом контексте. И в "Девушке по вызову" это удивительное свойство виднее всего.

Содерберг снимает свой фильм меланхолично до усыпления – Джармуш просто сама стремительность рядом с этими растянутыми крупными и общими планами, гулом за кадром и бессмысленными блужданиями в большом городе. С этими приемами Содерберг работает как никто – они в его руках как пластилин. Избитые приемы обретают, как это ни жалко звучит, первоначальный смысл. Крупные и общие планы создают необходимую клаустрофобию. Скупость на фразы лишена комичности.

Такие приемы давно уже стали дежурными для псевдонордических высказываний об одиночестве обывателей в большом мире – практически слились с этим высказыванием в единое целое. До такой степени, что у опытного зрителя срабатывает инстинкт: видишь хмурые краски и малословие – смотришь про одиночество. Но Содерберг этот замкнутый круг разрывает. Односложное одиночество он выводит на уровень куда более сложносочиненный.

Оригинальное название фильма – Girlfriend Experience. Сам этот термин означает некую ролевую игру – проститутка Кристина (для клиентов Челси) делает вид, что она с клиентом давно знакома, а не видит его в первый раз, и они изображают страстных влюбленных. После чего барышня удаляется с вознаграждением в кармане. Параллельно – ведет дневник, отрывки из которого мы слышим за кадром. В принципе, на этом можно было бы и остановиться – для истории о пустых отношениях одиноких людей и их пустых чувствах такого зачина вполне достаточно. Но Содерберг меняет сюжет и смыслы, помещая героев в строго определенный контекст: 2008 год, президентские выборы, начало обамамании. Кризис вот-вот жахнет, его предчувствие разлито в воздухе, но все пытаются о грядущей долгой голодной зиме не думать. Стабильный, как "Фанни Мэй" до кризиса, сюжет Содерберг помещает в самый что ни на есть острый контекст. И придает тем самым остроту самому сюжету. Вместо пустопорожней светлой печальки – звериный рык, памфлет на зациклившееся на себе самом обществе.

Вообще, контекст – главное оружие Содебрерга. Как режиссер он ограничивается, по большому счету, именно его созданием: помещает актеров в такое пространство и время, что они сами автоматически становятся органичными для них персонажами. Естественно, кучу зрителей привлечет Саша Грей. Но и в актерском плане "Девушка" для Содерберга – фильм вполне традиционный. После просмотра зритель всякий раз удивляется, когда вспоминает, что в фильме играла какая-нибудь звезда. Нет, Содерберг не стирает шлейф, который тянется за известным актером (в данном случае – порноактрисой) в массовом сознании. Он снимает актеров так, как будто они никому не известны. До невероятного обычно, без отсылок к прошлым ролям, амплуа и маскам. В данном случае – берет в меру отмеченное пороком лицо Саши Грей и помещает его в определенный контекст. Внутри которого оно само начинает играть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1174
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3131
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1767
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2109

Другие новости