0
7433
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2014 00:01:00

Производственная пьеса о тяжелом труде секс-работниц

Тэги: петербург, галерея люда, кукольный спектакль


петербург, галерея люда, кукольный спектакль Даже кукла Маркса в спектакле агитирует за секс в радость. Фото из группы спектакля «Пояс Афродиты» в социальной сети Facebook

В петербургской галерее «Люда», расположенной напротив легендарного студенческого театра на Моховой и в двух шагах от Академии театрального искусства, сыграли кукольный спектакль «Пояс Афродиты». Как сказано в скромном буклете, выпущенном к премьере, это – результат совместной деятельности художников и секс-работников. За художественную сторону отвечали Вика Бегальская и Александр Вилкин, секс-работники были мобилизованы петербургской ассоциацией «Серебряная Роза». 

После спектакля был заявлен круглый стол на тему «Преодоление стигматизации занятых в сфере сексуальных услуг», растянувшийся на четыре часа. Как заметил петербургский театральный критик Евгений Авраменко, «кажется, никогда до сих пор я не был свидетелем такого заинтересованного разговора теоретиков и практиков». Он же обратил внимание на то, что проститутки в этом сезоне стали героинями сразу нескольких спектаклей в разных петербургских театрах. Ну, что же, тема – важная, волнующая многих. Одна из участниц спектакля «с той стороны» во время круглого стола выразила полнейшую уверенность в том, что в зале нет мужчины, который бы не пользовался услугами ее коллег.

Что сказать о спектакле? Что был коротким. Около 45 минут. Напомнил первые годы Театра.doc, вернее – первые шаги этого театра, когда важно было вывести на сцену и дать слово тем, кто раньше в театре был лишен права голоса. Героями первых спектаклей были женщины-убийцы, гастарбайтеры-молдаване… Критик Ольга Галахова любит вспоминать, как в эпоху гласности Сергей Михалков однажды, выступая, рассказал, что при советской власти по телевизору показывали только ткачих, а когда наступила гласность, на телеэкране появились проститутки, а ткачих показывать перестали… «Но ведь ткачихи никуда не делись!» – справедливо восклицал классик детской литературы.

В «Поясе Афродиты», чтобы быть терминологически безупречным, авторы соединяют черты вербатима и свидетельского театра, то есть помимо кукол в спектакле появляются живые герои-актеры, которые рассказывают, судя по всему, о себе, делятся своим опытом, кроме того, поскольку авторы спектакля занимаются современным, актуальным искусством, – не обошлось без видео.

Площадная форма кукольного театра, думается, не зря была выбрана для такого вот во многом просветительского представления, смысл которого – донести до публики информацию, с одной стороны, о том, каким непростым, а вернее – тяжелым, даже кровавым является труд секс-работниц (так и звучат в голове относящиеся, вроде бы, совсем к другому роду деятельности, но так подходящие и тут первые строчки песни: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна…»). С другой стороны, почти все короткие истории – а спектакль построен как коллаж, аппликация из коротких кукольных и актерских реприз – как бы уравнивают этот экзотический, а в России – до сих пор неофициальный труд с любым другим. Такая вот получается производственная драма, вроде «Аэропорта» Хейли или «Таксопарка» Штемлера. Или – «Премии» Гельмана.

Можно заняться цитированием – имея в виду все-таки интимную сферу приложения сил героинь этого кукольного представления, эта часть наверняка превратится в увлекательное чтение. Как заметила одна из участниц спектакля: «Я как доктор, лечу душу и тело. Душу – как психолог… И выходят от нас умиротворенными и удовлетворенными!»  

«В 30 лет начала, теперь мне 48… Я уходила в швейку, но не могу выжить на эти деньги…» Вообще все «реальные истории» почему-то очень мало добавляют к уже известным «бродячим» сюжетам: дома – прикованная к постели мать, два брата, маленькая сестренка, поневоле пришлось пойти в проститутки. Это – одно направление «мысли». Другое – уже приведенная цитата о врачевании тел и душ. Кукла Маркса бодро прошагала над ширмой со словами «Секс – это радость!» Как не согласиться в этом с автором трех томов «Капитала»?!

Куклы в спектакле – разнообразные, остроумно сделанные. Маркс – тростевая плоская кукла с одной подвижной ногой. В другом сюжете секс-работница представлена одной головой, на которую страшно надвигается нечто страшное, розовое, раз в пять больше, чем голова, – такой вот раздвоенный страшный розовый мешок. В литературе это называется синекдоха, когда целое представлено какой-то одной его частью. В следующей сцене уже героиня представлена одним-единственным языком, который «жалуется»: «Всё нёбо содрала, весь язык…» – такие вот издержки производства, профессиональные травмы. Но обозначенная даже не лицом, а табличкой «ЖЕНА» не в силах решить поставленных задач – во всяком случае, в пределах «Пояса Афродиты».

Куклы получились изобретательными, а вот драматургия, содержательная часть им явно уступала. Так что давнишняя история Сонечки Мармеладовой, которая вроде бы о том же, по-прежнему дает больше пищи для размышлений.

Санкт-Петербург–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
713
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
490
Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Иван Родин

Памфилова анонсировала запретительное регулирование цифровой и гибридной агитации

0
595
ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

Социологические рейтинги партий пока не совпадают с данными медиамониторинга

0
499

Другие новости