0
2955
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2015 00:01:00

Как бы съехать с вашего "Моста..."

Тэги: театральный фестиваль, москва, норвежский театр


театральный фестиваль, москва, норвежский театр Со стороны может показаться, что это не авангардный спектакль, а декорация для кукольного варианта «Паровозика из Ромашково». Фото автора

Если о театре, который приехал в Москву в Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) на фестиваль «Видеть звук» и который знаменит своими музыкально-шумовыми эффектами, собираешься написать иронический отзыв, в голову, конечно, сразу приходят слова Чацкого, которыми он отзывается на искренний рассказ Репетилова: «Шумите вы – и только?»

Анонсируя приезд норвежского театра Verdensteatret, который, кстати, некоторое время вообще был под вопросом, пришлось даже объявлять специальный сбор средств с предварительной продажей билетов, организаторы, в частности, писали, что их спектакль Bridge over Mud  («Мост над грязью») – «это размышления о мире, о жизненном пути человека, спектакль перекликается с киношедевром Андрея Тарковского «Сталкер». Как в фильме герой ищет дорогу через Зону, так и зритель в спектакле пытается разобрать свой путь. «Все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!» – говорится в фильме, и это равно верно для спектакля. Провода, рельсы, стеклянные призмы, громкоговорители, загадочные образы и звуки – пространство, застывшее вне времени. «А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна», – просил Сталкер, и это высказывание – ключевое для понимания спектакля. Bridge over Mud – это синтез музыки, светового искусства, новых технологий и перформанса. В спектакле нет деления на пространство сцены и зрительного зала, нет актеров и зрителей. Каждый становится участником этого свето-звукового действа. В течение лишь 60 минут вы перевернете свое сознание, пройдя долгий путь сквозь неизведанное пространство новых чувств, эмоций и переживаний».

Скажу так: умеют люди писать пресс-релизы. Стоит поучиться. Хотя задним числом хочется заметить, что некоторое несовпадение между обещанием и предлагаемым продуктом позволяет уличить в недобросовестной рекламе. Все-таки зал на протяжении почти часа остается залом (примерно 55 минут, за эти незадействованные пять минут – отдельное спасибо!), сцена – сценой, хотя на нее и не выходят обычные актеры и вообще актеров в привычном понимании здесь нет. Есть музыканты, операторы разнообразных машин и механизмов, световой аппаратуры – всего, что двигается по сложной монорельсовой конструкции, издавая звук и меняя картинку. По монорельсу курсируют разные штуки, со стеклами и без, благодаря особым образом расставленным источникам света свет и тени ложатся на экран то так, то эдак, звуки извлекаются из подвижных структур и музыкальных инструментов, публика, в частности, видит тубу в руках сидящего на краю железнодорожного полотна музыканта.

В подобных случаях самый естественный вопрос: кто же это выбрал? Говорят, что выбрал и привез куратор фестиваля «Видеть звук» Виталий Пацюков, человек знающий и уважаемый. Хотя, конечно, то напрягая слух, то жалея, что не взял на входе любезно предлагаемые беруши (вот это – европейская забота о публике!), думаешь еще о том, что, выбирая тех или иных гастролеров, хорошо бы предварительно поинтересоваться опытом наших отечественных мастеров – разнообразных музыкально-шумовых эффектов в театре, например. И показать, например, в рамках своего фестиваля «Видеть звук» видеоспектакля Валерия Фокина и композитора Александра Бакши «Нумер в гостинице города NN» или исполнить его же, Бакши, что сегодня особенно актуально и как раз для такого института, как ГЦСИ, «Сидур-мистерию» для сопрано, синтезатора и восьми ударных, или поискать видеоработы Бакши и Камы Гинкаса «Полифония мира»… В области игры теней у нас тоже свои мастера, это и театр «Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, и работы их «дочерних» и «сыновних» структур – Арсения Эпельбаума и Ольги Зейгер… Можно назвать еще Марка Пекарского и его Ансамбль ударных, хотя они, кажется, электронными не занимаются.

Это вовсе не значит, что к нашим отечественным опытам и разработкам не нужно ничего добавлять и иностранцы нам не указ, просто приглашение любых гастролеров приобретает смысл, когда их опыт что-то интересное и новое добавляет к тому, что уже сделано у нас. Вряд ли кто станет спорить с тем, что молчание пианиста в течение 5 минут добавит к открытию Джона Кейджа только лишние 27 секунд. В самом деле, лишние!

Вообще бывает обидно, что, например, те, кто «назначает» спектакли в номинацию «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска», не очень хорошо знают о том, чем занимаются сегодня наши художники, те, которые работают в области актуального искусства. А с другой стороны, эксперты премии «Инновация» и Премии Кандинского, на мой взгляд, не очень внимательны к поискам современного российского театра. Иначе бы спектакль «Земля» Ивана Поповского или какие-то работы Liquid Theatre, мне кажется, вполне могли бы конкурировать в списках номинантов той или другой премии в области современного искусства. Как, возможно, и «Камера обскура» Новой сцены Александринского театра. Современное искусство и современный театр давно уже ищут в смежных пространствах, то и дело забегая на соседнюю территорию.

Поэтому сидеть почти целый час, не имея никакой возможности хоть как-то повлиять на «интерактивный» «Мост…» и на невидимую даже вооруженным глазом «грязь» под ним, очень скучно. Особенно, конечно, когда спектакль анонсируется как интерактивный и каждому обещают стать соучастником свето-звукового действа. В этом-то – сидячем, смотрящем, слушающем и молчащем – качестве зритель всегда соучастник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
272
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
285
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
196
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
122

Другие новости