0
1371
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2016 17:06:00

В «Москвиче» открыли новые грани современного танца

Тэги: культурный центр, москвич, фестиваль, франсданс, балет, современный танец


В Культурном центре «Москвич» завершился двухдневный фестиваль «ФрансДанс», объединивший лучших деятелей современного танца России и Франции. В рамках проекта состоялось несколько премьер, осуществленных французскими хореографами совместно с балетными труппами из четырех российских городов.

Пути развития французского и русского балета не раз пересекались. До сих пор волнующими остаются секреты успеха легендарных «Русских сезонов» Дягилева в Париже, опыты сотрудничества ведущих хореографов Франции с отечественными танцовщиками. Морис Бежар и Майя Плисецкая, Ролан Пети и Михаил Барышников, Анжелен Прельжокаж и Диана Вишнева… На фестивале «ФрансДанс» почетными гостями стали представители молодого поколения балетмейстеров — Тома Лебрен, Фабрис Ламбер, Мод Ле Пладек и Рашид Урамдан. Их творческие замыслы воплотили в жизнь четыре российских танцевальных коллектива: Камерный балет «Пантера» (Казань), труппа «Балет Москва», «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой (Екатеринбург) и театр танца «Скрим» (Самара). Три из четырех постановок были заявлены как московские премьеры.

Для России, в которой развитие contemporary dance до сих пор носит дискретный характер, фестиваль открыл множество перспектив. Отечественным исполнителям представилась возможность освоить новые хореографические стили, а неискушенной публике — познакомиться с последними достижениями в области современного танца. Насколько разным оказался результат этого сотрудничества, видно на примере показанных работ.

Настоящим откровением для профессионалов и просвещенных любителей стал балет «Удерживая время». Этот спектакль Рашид Урамдан создал еще в июне прошлого года для фестиваля «Монпелье Данс», а осенью перенес в российскую столицу специально для труппы «Балет Москва». Свои размышления о феномене времени — быстротечности жизни, безвременно ушедшей юности, ностальгических воспоминаний – Урамдан воплотил с пронзительной остротой и рельефностью.

Идея беспрестанного возвращения человека к своему прошлому, минувшим надеждам и мечтаниям нашла отражение в музыке и хореографии. В организации обеих составляющих балета господствует мозаичный принцип. Музыкальное сопровождение Жана-Батиста Жульена основано на непрерывном чередовании нескольких мелодических ячеек в различных тембровых и регистровых вариантах. Следуя за особенностями партитуры, хореограф выстроил параллельный пластический ряд — определенный набор движений, заданный уже вначале действия, постоянно повторяется. Бесконечно варьируется лишь порядок их воспроизведения. Так, картины былого всплывают в памяти исполнителей, переживая сильнейшую образную трансформацию: от безудержного веселья до скорбного оцепенения.

Показанный в один день с балетом Урамдана спектакль «Сияние видимости. Унесенные 2» в интерпретации коллектива из Казани, едва ли уступал ему по глубине замысла. Постановщик Тома Лебрен давно прослыл выдающимся трагиком. Его работы «Девушка и смерть» (2012) и «Три десятилетия любви» (2013) с успехом продолжают идти на сцене Национального хореографического центра в Туре. «Сияние видимости…» — очередная вариация на вечный сюжет Лебрена «одиночество – любовь – смерть». Для воплощения новых граней этой темы балетмейстер выбрал соответствующую музыку: большая часть спектакля разворачивается под возвышенно-щемящее звучание фрагментов Stabat Mater Арво Пярта.

Обладая редким в наше время даром сочинять движения, в этот раз Лебрен обошелся самыми простыми приемами. С помощью параллельного синхрона (танцовщики одновременно выполняют одни и те же пластические комбинации, не замечая друг друга) ему удалось показать обособленность участников действия, разрозненность и дискретность их сознания.

После подобных авторских откровений второй день фестиваля немного разочаровал. Балет «ДЕМО-Материалы» женщины-хореографа Мод Ле Пладек говорил, пожалуй, только о бедноте ее творческой фантазии. Сорокаминутное зрелище в стиле дискотечных танцев, с активным участием световых прожекторов и ударных инструментов (оглушивших первые ряды зала) выглядело, по меньшей мере, абсурдно. Кое-кто из зала не постеснялся вслух пожалеть «несчастных танцовщиков» самарского театра «Скрим», исполняющих спектакль. Публика, мгновенно уловившая фальшь, начала стремительно расходиться. В связи с этим, философская короткометражка «После нас» Фабриса Ламбера и труппа «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой незаслуженно лишились внимания зрителей.

Помимо премьерных спектаклей, культурная программа «ФрансДанса» включала в себя несколько мастер-классов. Итогом проекта стало заседание круглого стола, на котором все участники проекта — постановщики, танцовщики, критики — обсуждали актуальные проблемы современного танца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
733
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
905
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1047
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
999

Другие новости