0
2094
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2016 00:01:00

Зевки пустоты

Тэги: театральный фестиваль, москва, золотая маска, тюз, петербург


театральный фестиваль, москва, золотая маска, тюз, петербург По замкнутому кругу... Фото с сайта фестиваля «Золотая маска»

«Беккет. Пьесы» санкт-петербургского ТЮЗа, который фигурирует в двух номинациях нынешней «Золотой маски», – это не совсем спектакль. Настораживает, когда показу спектакля следуют предуведомления типа «перформанс на подготовленного зрителя», а в цитатах из рецензий, анонсирующих на сайте фестиваля визит в Москву, следуют уничижительные размышления о публике, которая не доросла до шедевров режиссера-новатора. Как все такие новаторские спектакли, он адресован зрителям старше 16 лет и идет без антракта.

На сцене экраны, вывешены на разной высоте. Мы видим крупные планы артистов, тексты пьес произносятся монотонно, иногда по нескольку раз. В начале публику долго томят чернотой; сидим в темноте. Слышим радиопомехи. Меняют дважды пространства, перемещают зрителя в комнату, заваленную мусором (тут играется Breath – «Дыхание»), а потом рассаживают в Культурном центре ЗИЛа, где показывался спектакль, на площадке, зажатой с двух сторон лестницами, также бестолково и невнятно задействован балкон зрительского фойе, с которого просматривается эта самая площадка (тут играется Quad  – «Квадрат» или «Четырехугольник»). На третьем часу спектакля в разного цвета спортивных костюмах  – желтом, красном, синем, зеленом – актеры маршируют по квадрату площадки: по диагонали, по периметру самого квадрата. Еще двоим поручено извлекать с помощью раций, смычка звуки на отдельных ковриках, аккомпанируя незатейливой актерской гимнастике. Искажено и само содержание этой пьесы «Квадрат», в которой ведут диалог Слушатель и Читатель. Актеры маршируют поверх смысла, содержания, поверх слов.

С формальной точки зрения все это – старые клише авангардного театра, которые меркнут рядом с тем, что делает у нас, например, Александр Бакши, а на Западе – Хайнер Гёббельс, если речь идет о звуковых экспериментах современного театра.

Сидеть в темноте тоже приходилось не раз. Из последних впечатлений  – спектакль французов MementoMori (театр Женвилье) на фестивале NET, но там французы осмыслили темноту,  развернули свой визуальный сюжет, заставляя вглядываться в мрачную тьму, из которой постепенно проступали силуэты, фигуры. Свет проникал в черноту, проявляя постепенно мизансцену. Этот прием французы сделали сильным визуальным сюжетом.

Перемещения зрителя в пространстве театра – прием также весьма и весьма известный, можно сказать, избитый разнообразными авангардистами.

Спектакль «Беккет. Пьесы» поставлен в петербургском ТЮЗе им. А.А. Брянцева наряду с «Коньком-Горбунком» и «Томом Сойером». Мне возразят, что есть часть репертуара, направленная взрослому зрителю. Есть, но всё равно это ТЮЗ. Зритель идет не на Новую сцену Александринского театра, например, а в театр со своим бэкграундом. У публики ведь тоже есть свои права и привычки. Как ни крути, это она, такая непросвещенная, покупает билеты. 

Стоит запастись терпением и посмотреть, как часто будет играться спектакль «Беккет. Пьесы» и как долго продержится постановка в репертуаре. Есть свою рецензию, если окажусь не права, не стану, но бутылку готова на спор выставить, что играть сие будут не чаще одного раза в месяц, и если сыграют спектакль раз 15, это будет победой. Вот ведь нет уже в репертуаре «Злой девушки», поставленной тем же Волкостреловым, а еще в 2013 году спектакль номинировался на «Золотую маску» аж в трех номинациях!

Мне скажут, что и ТЮЗы имеют право на эксперимент и что ныне есть продвинутая молодежь, которая тоже имеет право на такой вот театр, который показал нам Дмитрий Волкострелов. Поклонники его творчества ставят в заслугу режиссеру «простые ритмические и словесные структуры из самых общих выражений, логические фокусы о тоталитаризме, непонимании и безнадежной фатальности». Все эти щедро расточаемые комплименты можно и нужно адресовать только Беккету. А что же сделал режиссер, на какие риски, пусть не равные вызовам Сэмюэля Беккета литературе и театру, но свои, идет режиссер? 

Взял девять одноактных пьес, часть которых не была переведена? Почему взяты именно эти, а не другие одноактовки Беккета, так и остается вопросом. Какая мысль объединяет выбранный литературный материал? В аннотации к спектаклю мы читаем, что пьесы ничем не связаны. Тогда что делает собственно спектаклем эти тексты, прошедшие тест режиссера?

Отсутствие фантазии, способности тот или иной прием развернуть в действии в случае со спектаклем «Беккет. Пьесы» как будто бы подкреплены манифестами о минимализме. Однако минимализм – вовсе не повод  отказаться от воображения и не сужение творческой задачи. Ограничение в выразительных средствах не есть индульгенция на отсутствие смыслов. Минимализм всего лишь аскетизм формы. В определении стиля можно встретить слова о лаконизме, но также – о ясности и точности композиции. А на сцене мы видим весьма грубую имитацию авангардных устремлений. Ведь в текстах Беккета «действующими лицами» становятся голоса, свет, звук, поскольку пьесы писались для радио, телевидения.

Нет даже попытки вдуматься в структуру текстов Беккета, построенную по определенным канонам, в которых важно, как деструктивное распадается на глазах в еще более деструктивное. Как отрицание умножает абсурд. Можно было бы, к примеру, взять за основу и применить эту деструкцию  ко всем выбранным текстам. Скажем, показать, как на разных содержательных уровнях странные персонажи с их столь же странной речью, с диалогами, в которых каждый говорит о своем и не слышит другого, с монологами, которые Беккет крошит на слова, междометия, на паузы, тревожной тишиной вторгающиеся  в болтовню его героев, приходят к одному – тотальному одиночеству, к застывшему состоянию перед небытием. Кому-то эти переживания кажутся устаревшими… Но вот когда вспоминаешь, как Беккет, похоронив жену, ушел на 

83-м году жизни умирать в хоспис, сердце почему-то сжимается. Мысль, что все смертны, трудно назвать свежей, но только когда ты, а не другой, будешь умирать, то тебе будет совершенно наплевать, насколько это оригинально для вечности.

Беспокойство Беккета о ситуации – человек на краю бытия, его безжалостный последний и всегда безответный вопрос к мирозданию ли, к человеку как таковому о смысле жизни и есть нерв его литературы. Можно, конечно, остаться равнодушным к этой тревоге, играть в шарады бессмыслицы, но тогда и не стоит удивляться дружному равнодушию публики. Нет смерти, нет и жизни. Только зевки пустоты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1050
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2921
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1642
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2006

Другие новости