0
3439
Газета Культура Печатная версия

31.03.2016 00:01:00

Раскольников вырос из Курехина и дорос до революционера с Болотной

Премьера рок-оперы "Преступление и наказание" в Театре мюзикла

Тэги: театр, премьера, рок опера, достоевский, эдуард артемьев, андрей кончаловский


театр, премьера, рок опера, достоевский, эдуард артемьев, андрей кончаловский В новом спектакле герои Достоевского – родом из Ленинграда 80-х. Фото Сергея Бобылева/ТАСС

Проект «Преступление и наказание» – от идеи до воплощения – к сцене шел около 40 лет. Эдуард Артемьев рассказывает в интервью, как Андрей Кончаловский настойчиво убеждал его написать музыку по своему сценарию (и либретто Юрия Ряшенцева) – на одно это потребовалось два десятка лет. Кончаловский – надо отдать ему должное, вкус у него хороший – сделал  ставку на нужного композитора, терпеливо дожидаясь, пока тот созреет: Артемьев действительно на два года ушел с головой в работу и создал весьма интересную партитуру. В 2007-м диск с записью «Преступления и наказания» презентовали критикам, в 2016-м появился спектакль Кончаловского.

Правда, для спектакля и сценарий, и партитуру значительно переработали – в своих интервью Артемьев говорит об этом, не скрывая сожаления. Его рок-опера вырастала все же из идей Достоевского, в версии 2016 года от Достоевского осталось разве что название.  

Герои «Преступления и наказания» родом из Ленинграда 1980-х, когда пробили себе дорогу свободолюбы и правдорубы знаменитого рок-клуба, со стебом развенчали святыни социализма (на двери в комнате Раскольникова висит плакат «Ленингриб»). Знаменитые питерские трущобы – что в XIX веке, что в XX, да и, что греха таить, и в XXI – составляют основу этой сценографии (художник Мэтт Диили). Действие происходит около станции метро «Сенная площадь» – здесь ветеран афганской войны (персонаж родом из русской оперы, потомок Бояна из «Руслана и Людмилы» Глинки) пророчит и комментирует события. Здесь же держит ларек с мелочевкой Старуха-процентщица, она же дает деньги в рост. В соседней подворотне – проститутки. Среди них и Сонечка Мармеладова, нимфетка, способная, впрочем, за себя постоять. Точнее, уже наученная жизнью за себя постоять – девочка, в которой напрочь истреблено чувство доверия, готова полоснуть бритвой встречного, предложившего помощь. Сюда на роскошном Bentley приезжает Господин S (разумеется, в малиновом пиджаке) – и одна буква имени этого героя по-гоголевски говорит о персонаже лучше любых слов.    

Родион Раскольников, презревший этот несправедливый лживый мир, хочет сделать его чуточку лучше. Совершив убийство, он идет спасать Сонечку, предлагая ей почитать Библию. Романтик-утопист – такие Раскольниковы, намекает Кончаловский, и вышли на Болотную площадь. Впрочем, не меньший романтик – правда, все же прагматик – и Порфирий Петрович: один из немногих лирических фрагментов оперы связан как раз с его персоной, он раскрывает свое кредо в романсовой манере, под собственный аккомпанемент на пианино (предмет меблировки кабинета следователя).

Спасает же обоих, по версии авторов спектакля, не столько вера, сколько любовь – немного слащавый финал (против наводнения в оригинальной версии) переносит нас на тюремное свидание Родиона и Сони. 

Впрочем, если оценивать спектакль сам по себе, то он выглядит цельным и довольно внятным. Единственный существенный недостаток кроется, увы, в оркестровой яме – или в умениях звукорежиссера. Партитура Артемьева, изобилующая самыми изобретательными оркестровыми приемами, сейчас слишком упрощена и звучит крайне плоско и неэффектно, хотя и в новой версии остались любопытные тембры – скажем, балалайка или бас-тромбон (!). А вот солисты – молодцы. «Преступление и наказание» в театре играют несколькими составами, один из спектаклей был бенефисным – к своему 60-летию Порфирия Петровича сыграл Ефим Шифрин. В спектакле, который смотрела обозреватель «НГ», Денис Котельников выступил в роли Раскольникова, Мария Биорк играла Сонечку, Владимир Ябчаник – Порфирия Петровича, Евгений Вальц – Господина S, а Анна Гученкова – Мать Раскольникова, чья Колыбельная перевернула ход этой драмы.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Надежда Травина

Большому залу Московской консерватории – 120 лет

0
322
О свойствах страсти

О свойствах страсти

Галина Коваленко

В петербургском МДТ поставили поэтический спектакль

0
339
Открой эту чёртову дверь

Открой эту чёртову дверь

Наталья Якушина

Спектакль о домашнем насилии поставили в Астрахани

0
367
Роботы идут на войну

Роботы идут на войну

Дмитрий Литовкин

Минобороны формирует первое бездушное подразделение

0
910

Другие новости

Загрузка...