0
2957
Газета Культура Печатная версия

22.06.2021 19:00:00

В ритме Волги

В Самаре прошел городской фестиваль, рассчитанный на самую широкую публику, но учитывающий и музейную жизнь

Тэги: самара, городской фестиваль, волгафест, музыка, музей

On-Line версия

самара, городской фестиваль, волгафест, музыка, музей Жизнь реки − и главная декорация, и главный герой фестиваля. Фото со страницы «ВолгаФест»-2021 в «ВКонтакте»

«ВолгаФест» − организованный правительством Самарской области фестиваль набережных Волги, в этом году прошел в пятый раз и, несмотря на пандемию, длился не два дня, а две недели. У самого формата массовых гуляний, естественно, всегда будут не только сторонники, но и критики, и вечный в подобных случаях вопрос заключается в том, как если не примирить, то хотя бы не отпугнуть друг от друга совершенно разные аудитории что со стороны участников, что со стороны зрителей. Темой этого года организаторы сделали «Движение навстречу». По их мысли, это должно означать объединение прошлого с настоящим и прогрессивного с консервативным.

Старые лодки и суденышки, вытащенные на берег и выкрашенные в жизнеутверждающие цвета (есть и yellow submarine), воздушные змеи, будто улетевшие из фантастического зоопарка, букфест, несколько сцен для концертов, спектаклей (от лауреата «Золотой маски» − 2016, спектакля «Кафе Идиот» театра «Балет Москва» до детского спектакля «в стиле открывающихся картинок» «Эмили Браун и ее кролик, или Настоящая игрушка», созданного московским театром-бюро «Опус») и поэтических слэмов (например, Германа Лукомникова и Али Петровой), жара и толпы людей, маски сброшены. Карнавализированные шествия по променаду, гигантское панно приехавшего из Берлина Кристиана Аве «Преодолевая границы. Легкость бытия», яркой абстракцией расцветившее часть набережной (к слову, в Германии работы Аве были заказаны, к примеру, для знаменитого берлинского Sony-центра), работы Дмитрия Аске или Андрея Сяйлева − фестиваль заполняет город, что называется, широкими мазками. Волга же, для купания еще довольно холодная, живет своей жизнью, и эта жизнь, с быстро садящимся вечерами солнцем, с почти куиндживскими закатами, с ветром, который, говорят, помешал осуществить переход через реку слэйклайнеру Фридди Кюне (тот в итоге шел над сухопутной территорией), − не только главная декорация, но главный герой этого шумного посвящения набережным. Особенно для приехавших издалека.

Автор идеи, руководитель и продюсер «ВолгаФеста» Михаил Савченко − директор филиала Третьяковской галереи в Самаре, и как раз музейная часть теперешних гуляний, на субъективный взгляд, самая перспективная. Если немного углубиться с курортной набережной в сквер, где у музеев − Третьяковки, Литературного музея, краеведческого − есть свои стенды, то там-то и хочется остановиться и «зафиксироваться». К осени в Самаре должны подготовить для Третьяковской галереи здание фабрики-кухни, осенью же возле Волги планируют установить «Солнце», работу классика кинетизма Вячеслава Колейчука, которому в Москве сейчас музей посвятил выставку, инсталлировав его произведения в обновленную экспозицию искусства XX века. Дочь художника Анна Колейчук прочла о нем лекцию, продолжили сюжет сотрудники ГТГ Сергей Фофанов и Ирина Горлова, рассказав о «Генеалогии кинетического искусства» и «Авангарде и кинетизме». На территории Литературного музея сделали стенды, посвященные Алексею Толстому (например, «Толстой-гедонист» как одна из «ипостасей» писателя наряду с «трудоголиком», «модернистом», «советским писателем» и «эмигрантом», раскрытых на выставке «Толстой: смена оптики» в его музее-усадьбе). В «Горький центре» (еще один филиал музея) сделали небольшую презентацию выставки о научной фантастике «Утраченные облики грядущего», она идет сейчас в самом центре. Еще Литмузей проводил на фестивале мастер-классы, к примеру, по созданию зинов. Это нить, соединяющая фестиваль с ежедневной жизнью города, где с крошечными бюджетами, фактически своими силами музейные сотрудники делают действительно интересные вещи.

Помимо самарской набережной, очереди которой растянулись на четыре с лишним километра, другой даже не декорацией, а изнанкой праздника становится архитектурная ткань города со старой деревянной застройкой, которая во многом составляет колорит этого места. Увы, это уходящая натура. С одной стороны, на многих домах помещены (в рамках другого фестиваля − «Том Сойер Фест») таблички с историей зданий, с другой − на многих же помещены извещения иного рода: этот дом будет расселен не позднее конца августа 2025-го. 

За такими домами высятся новостройки, будто городской ландшафт превращается в какой-то странный коллаж. Не только стенды других волжских городов на «ВолгаФесте», не только приглашенные из разных городов и даже стран эксперты, артисты и художники, — уходящая натура самого архитектурного ландшафта, хочет того правительство или нет, тоже становится штрихом к праздничному портрету.

Самара−Москва



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домашняя Некропия

Домашняя Некропия

Сергей Шулаков

До фильма, после и параллельно с ним

0
619
Я знаю теперь, что я многое знаю

Я знаю теперь, что я многое знаю

Елена Семенова

Анна Гедымин о том, как в провинции побили за верлибр и как сладко живется после вышедшей книги

0
1587
Музы за работой. В Пушкинском музее показывают женское лицо Монпарнаса

Музы за работой. В Пушкинском музее показывают женское лицо Монпарнаса

Дарья Курдюкова

0
1975
В стихах не нужен QR-код

В стихах не нужен QR-код

Александра Буре-Логинова

Костюмированный бал в честь 130-летия Михаила Булгакова

0
812

Другие новости

Загрузка...