0
2155
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2021 15:34:00

Композитор Антон Висков реконструирует сочинения Георгия Свиридова, которые остались лишь в записи на бытовой магнитофон

Тэги: музыка, свиридов, висков, реконструкция


музыка, свиридов, висков, реконструкция Фото из архива Антона Вискова

В день рождения Георгия Свиридова 16 декабря Ансамбль духовной музыки "Благовест" и ученик Георгия Васильевича, композитор Антон Висков, выступят в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной. В программе концерта - много новинок, среди них – пьесы, которые не знает широкая публика.  Висков, ученик Свиридова, знает множество интереснейших историй, связанных с композитором. Сегодня он член редколлегии по изданию Полного собрания сочинений Свиридова, и лучше чем кто-либо знает, какие из замечательных произведений Георгия Васильевича ещё ожидают своей премьеры. С Антоном Висковым поговорил музыкальный критик Александр Матусевич.

- Темой ближайшего концерта «Благовеста» избрано творчество Свиридова. Почему такой выбор, чем он обусловлен?

- Пожалуй, сейчас достаточно сложно у нас в стране найти хоровой коллектив, в репертуаре которого не были бы представлены произведения Георгия Васильевича Свиридова. Московский ансамбль духовной музыки "Благовест" уже не в первый раз обращается к его творчеству. Так, к 90-летию композитора в Большом зале Консерватории была впервые исполнена кантата на слова Сергея Есенина "Светлый гость", камерную редакцию которой мне удалось выполнить по изданному клавиру (который сам композитор считал лишь эскизом произведения). Предстоящий концерт также приурочен к Свиридовскому дню рождения.

- Что войдет в программу концерта? Почему именно эти произведения были выбраны?

- Программа, сформированная главным хормейстером Ансамбля «Благовест» Денисом Анзигитовым художественным руководителем Галиной Васильевной Кольцовой, включила в себя ряд редко исполняемых сочинений. Первое отделение целиком займёт грандиозный хоровой цикл "Песни безвременья" на слова любимого поэта Свиридова - Александра Блока, произведение, которое мало знакомо слушателям, поскольку композитор довёл до издания лишь четыре его части. Во втором прозвучат реконструированные мною по авторским аудиозаписям три духовных хора, а также триптих из поэмы "Отчалившая Русь" на слова Сергея Есенина в редакции для солистов и хора - ещё одно воплощение нереализованного авторского замысла. В концерте также будут впервые представлены некоторые части из моего сочинения "Поэмы памяти Георгия Свиридова". А в заключении - хоровое переложение знаменитого Романса из "Метели" со словами, написанными другом композитора - Андреем Золотцевым.

- Вы восстановили по наброскам некоторые сочинения композитора: насколько ваш вклад значителен? Другими словами – там больше Свиридова или Вискова?

- Многие сочинения Свиридова остались лишь в аудиозаписях, которые сам композитор выполнял в домашних условиях, используя бытовой магнитофон. К сожалению, в техническом смысле эти записи достаточно несовершенны. Поэтому моей задачей было как можно более точно зафиксировать нотами пропеваемый и проигрываемый материал. Думаю, что мне удалось достаточно точно это сделать. Что касается исполнительских редакций, то здесь я позволил себе большую свободу, поскольку некоторые реконструированные песнопения вызвали значительный интерес со стороны разных исполнителей. Так, например, "Величание Пасхи" существует сейчас как в варианте для хора без сопровождения, так и для хора с симфоническим оркестром, для мужского хора с народным оркестром. Это сочинение включено в изданную недавно в Швейцарии Антологию русской духовной музыки.

- Вы называете себя учеником Георгия Васильевича, но ведь он, кажется, нигде не преподавал?

- По словам самого композитора, для преподавания у него "никогда не хватало терпения". Тем ни менее его творческими советами в разные периоды времени пользовались такие замечательные музыканты, как Вадим Веселов, Владимир Рубин, Валерий Гаврилин, Владимир Генин, Михаил Аркадьев, Алексей Захаров, Алексей Вульфов, Иван Вишневский. Само воздействие его музыки и его личности оказывало самое благотворное влияние на целую эпоху отечественной музыкальной культуры, что позволило в настоящее время расцвести масштабному пласту глубоко национальной, духовно наполненной почвенной музыки.

- Неофольклоризм, к которому относят Свиридова, сегодня актуален – в век глобализации?

- Мне представляется, что мы живём в очень интересное и по-своему счастливое время, когда актуализируются самые разные, порой диаметрально противоположные стилистические тенденции: экспериментальные течения соседствуют с традициями, и всё это находит живейший отклик у наших современников, ибо слух нынешнего человека более универсален, чем у наших предшественников: он способен воспринимать звучание как давно ушедших времён, так и голоса настоящего и даже будущего.

- Какова сейчас ситуация с наследием композитора?

- Продолжается кропотливая работа над изучением как музыкального, так и литературного его творчества, готовятся к изданию очередные тома Полного собрания сочинений, проводятся научные конференции, конкурсы вокалистов. Интерес к его музыке велик. Многие хоровые коллективы даже выполняют адаптацию его произведений для небольших составов. Разумеется, такой объём его наследия требует многих лет для изучения и осмысления. Каждый год приносит целый ряд новых художественных открытий. Пополняется список впервые исполненных его сочинений. Ряд зарубежных коллективов - в Германии, США, Эстонии, Англии, - включают в свой постоянный репертуар его музыку.

- Какое участие в судьбе наследия Свиридова принимает его племянник, музыковед Александром Белоненко?

- Александр Сергеевич Белоненко - выдающийся отечественный исследователь, директор Свиридовского института, центральное действующее лицо в деле изучения и пропаганды наследия композитора. Поистине грандиозен объём проделываемой им работы: и по исследованию архива - нотного, эпистолярного, звукового, и по организации концертов и конференций, и написанию монументальных трудов, и по работе с исполнителями. Единственное, в чём можно его было бы упрекнуть, то это в отсутствии шести рук и трёх голов. Тогда, несомненно, дело продвигалось бы быстрее! Впрочем, Александр Сергеевич воспитывает молодое поколение музыковедов, которые не только в будущем, но и уже сейчас продолжат его дело изучения творчества великого русского композитора.

- Свиридовская тема будет ли иметь продолжение в творчестве «Благовеста»?

- Лично мне хотелось бы предложить Ансамблю провести цикл концертов, посвящённых не только музыке самого Свиридова, но и композиторов его круга, в частности тех, кто сегодня продолжает развивать художественные традиции Мастера. Думаю, что слушателям будут очень интересны не только произведения самого Георгия Васильевича, в том числе и вновь реконструированные, но и сама возможность проследить, как заложенные им традиции претворяются в сочинениях ныне живущих авторов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Строки, не приклеенные к музыке

Строки, не приклеенные к музыке

Марианна Власова

Сонеты Вивальди и поэтические эпиграфы к Чайковскому

0
224
Воспитание жертвенности

Воспитание жертвенности

Евгения Рыбакова

0
163
"Глория" для Образцовой

"Глория" для Образцовой

Александр Матусевич

Памяти великой певицы посвятили исполнение барочных кантат – тех, в которых она сама блистала сорок лет назад

0
2806
В Москве состоялся XXIV фестиваль камерной музыки "Возвращение"

В Москве состоялся XXIV фестиваль камерной музыки "Возвращение"

Надежда Травина

С шутками, размышлениями – и по любви

0
2229

Другие новости

Загрузка...