0
3445
Газета Культура Печатная версия

30.11.2021 19:00:00

Святые варвары из Санта-Барбары. В субботу на Болотной набережной откроется Дом культуры "ГЭС-2"

Тэги: москва, болотная набережная, дом культуры, гэс 2, современная архитектура, программы, выставки


москва, болотная набережная, дом культуры, гэс 2, современная архитектура, программы, выставки Реконструкцию здания выполнил знаменитый архитектор Ренцо Пьяно. Фото агентства «Москва»

Здание ГЭС-2, приобретенное Леонидом Михельсоном в 2014 году и приспособленное для Фонда V-A-C классиком современной архитектуры Ренцо Пьяно, планировали открыть еще два года назад, а посмотреть его до преобразования зрители смогли в 2017-м, когда фонд делал там проект «Геометрия настоящего». Осенью объявили, что ГЭС-2 будет частью «Музейной четверки» – арт-квартала, куда вошли Пушкинский музей, Третьяковская галерея и Музей современного искусства «Гараж». Открытие Дома культуры «ГЭС-2» аранжировали как старт «Сезона 1», названного «Санта-Барбарой» вслед за «живой скульптурой» Рагнара Кьяртанссона. Одновременно на площадке будут идти еще два проекта и публичная программа, попасть туда можно по регистрации.

«Генеральной репетицией» открытия «ГЭС-2» для исландского художника Рагнара Кьяртанссона был шестичасовой перформанс «Печаль победит счастье», показанный два года назад в Театре Маяковского. «Санта-Барбара» – вещь еще более долгоиграющая: до 13 марта 2022-го Кьяртанссон с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир будет день за днем и на глазах у публики переснимать серии первой и самой длинной американской мыльной оперы в России. Обещают, выйдет около 100 эпизодов, перформанс превратится в «живую скульптуру», в частности, дающую повод задуматься, как здесь пишут, о «соперничестве истории и современности». Нынешняя «Санта-Барбара», надо полагать, станет очередной попыткой осмыслить то, как проходит время, и принесенные им изменения.

«Санта-Барбара» даст старт программе «Святые варвары, или Оба хуже». Состоящая из пяти сезонов – каждый длительностью около полугода – программа, по замыслу устроителей, исследует образ России и связанные с ним клише. Собственно, за «Санта-Барбарой» последуют «Правда. Зачем реализм?», «Мать. Почему Родина – мать?», «Космос наш. В будущее возьмут всех!» и «Еле слышно. Глас хлада тонка».

Раз уж Кьяртанссон приехал в Москву, одной «Санта-Барбарой» не ограничивается. Чеховское «В Москву! В Москву! В Москву» он с куратором Ингибьорг Сигурьонсдоттир, с одной стороны, берет за основу размышления над романтической убежденностью в способности искусства изменить мир, над силой повторяемости чего бы то ни было, над человеком, рискнувшим сбросить маску. С другой – выстраивает диалог своих работ с произведениями других художников. К примеру, с репинским «Иваном Грозным…»: история двух вандальных нападений на полотно классика окончательно утвердила исландского художника в мысли о силе искусства, которое может вызывать и неконтролируемые эмоции. Этому посвящено видео Кьяртанссона «Грозный-прегрозный». А «В Москву! В Москву! В Москву» – еще и название фотосерии Ольги Чернышевой, для которой она снимала водителей междугородних автобусов.

Еще одно обращение к масскульту, сделанное для открытия «ГЭС-2», – выставка «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», инспирированная строчкой из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль». Произведения искусства, от созданных в 1990-х костюмов Кати Филипповой до перформанса «Кукурузная азбука», сделанного танц-художницей Татьяной Гордеевой и экологом Игорем Польским на основе пьесы Павла Пряжко, рейв, постановочные снимки для кураторов V-A-C Андрея Паршикова, Марии Крамар, Ольги Цветковой и Елены Яичниковой – точка отсчета в рассуждениях о том, как за 30 лет жизни нового государства менялось отношение к телу и в целом к идее карнавальности как коллективного праздника.

В общем, так или иначе проекты открытия задуманы как связанные друг с другом и отражают подходы фонда к разговору о современном искусстве. До «ГЭС-2» свои проекты V-A-C показывал на других площадках. Это и перформансы Тино Сегала (сам он называет их сконструированными ситуациями), представленные в Третьяковке и Музее архитектуры в 2017 году. И выставка-сериал «Генеральная репетиция» в трех актах, подготовленная вместе с Московским музеем современного искусства и прошедшая в 2018-м в главном музейном здании на Петровке. У фонда есть своя площадка в Венеции, а директор V-A-C Тереза Мавика успела стать комиссаром российского павильона на Венецианской биеннале (в июле ее сменила Анастасия Карнеева). Последним приближением к открытию «ГЭС-2» стало наделавшее много шуму появление перед зданием «Большой глины» швейцарского художника Урса Фишера. И вот новоселье. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Территориальное неравенство в России сократить не удается

Территориальное неравенство в России сократить не удается

Анатолий Комраков

Рост трансфертов и стратегических документов не меняет положение субъектов Федерации

0
1423
Новые территории экономического роста Москвы

Новые территории экономического роста Москвы

Татьяна Астафьева

С момента расширения столицы исполнилось 10 лет

0
1054
Истинно арбатский сюрприз

Истинно арбатский сюрприз

Николай Митрофанов

Художник Мельников в доме архитектора Мельникова: кого можно встретить по дороге к Сигурду Шмидту

0
257
Возится со словами, как крот

Возится со словами, как крот

Елена Семенова

Сергей Бирюков о Велимире Хлебникове и функции коллективного сознания народа в творчестве одного человека

0
1297

Другие новости