0
4680
Газета Культура Печатная версия

27.01.2022 18:01:00

Та самая Татьяна. В зале "Зарядье" представили "усовершенствованный" вариант оперы "Евгений Онегин"

Тэги: русская опера, евгений онегин, чайковский, татьяна, концерт, николай каретников, зарядье


русская опера, евгений онегин, чайковский, татьяна, концерт, николай каретников, зарядье Маэстро Константин Чудовский дирижировал оперу наизусть. Фото Лилии Ольховой предоставлено Залом «Зарядье»

Шедевр Чайковского в представлениях не нуждается: самая популярная русская опера, написанная на самый известный отечественный литературный хит, почти за полтора столетия своего существования знавала тысячи самых разных интерпретаций. Его исследовали вдоль и поперек, пытаясь вытянуть из на первый взгляд бесхитростного, но на поверку очень глубокого произведения множество разных смыслов и идей.

В Москве, в оперных театрах которой сегодня идет аж пять версий этой оперы, не считая студийных вариантов, давать еще одного «Онегина», да еще и в концертном варианте, особого смысла нет. Тем не менее и концертные версии периодически случаются.

В «Зарядье» решили подойти к произведению инновационно, взяв для очередного концертного обращения необычную редакцию шедевра, появившуюся более 20 лет назад – к 200-летию Пушкина. Тогда звукорежиссер, музыкант и журналист Георгий Каретников, брат знаменитого отечественного композитора-авангардиста Николая Каретникова, предложил свой взгляд на оперу – назвал ее «Татьяна» и попытался поставить в центр повествования не титульного героя, а главный женский образ. Сказать, что идея уж очень оригинальна, затруднительно: еще сам Чайковский хотел назвать свою оперу именно «Татьяна Ларина». О том, что подлинным центром и романа, и оперы является именно дама, а не кавалер, кто только не говорил – и великие русские писатели (например, Достоевский), и знаменитые пушкиноведы, да и простой читатель и простой слушатель улавливает это легко, с первого знакомства что с литературным первоисточником, что с его омузыкаленной версией.

Каретников отсекает все, как ему кажется, лишнее, стараясь еще больше высветить и укрупнить образ Татьяны. Купюры в редакции многочисленны – из трехактной (в семи картинах) оперы он сделал компактный дайджест на 90 минут: под нож пошли многочисленные диалоги, бытовые зарисовки, хоры, да и некоторые фрагменты сольных высказываний вокалистов. Впрочем, при этом Каретников оставляет конфронтацию Ленского и Онегина и хитовую арию романтического поэта – без чего в гиперболизации образа Татьяны уж точно можно было обойтись, если, конечно, действительно ставить такую цель. «Татьяна» лишена явственно трагического финала, хотя и к первоначальному мелодраматическому окончанию вернуться не рискнули (известно, что самое первое исполнение «Онегина» в 1879 году было именно таким – с любовными объятиями лирической пары). После удаления главной героини не звучат сакраментальные слова Онегина про позор, тоску и жалкий жребий, а неожиданно возвращается музыка вступления к опере, причем на этот раз финальная точка в нем – откровенно мажорный аккорд. Он словно легкий оттенок злорадного торжества: Татьяна отмщена, вполне удовлетворена и собой довольна, а Онегин – изрядно проучен.

Существенную роль в каретниковской «Татьяне» играет собственно поэзия Пушкина: в записи звучит голос Иннокентия Смоктуновского, читающего бессмертные строфы романа – то в полной тишине, то поверх оркестровой музыки. Вкрадчивая манера Иннокентия Михайловича создает, конечно, особую атмосферу – и надо признать, что поэтические фрагменты вплетены в партитуру достаточно удачно, не оставляя впечатления искусственного и неуместного довеска.

Лучше или хуже такой вариант известного всем оригинала? Кажется, дать точный ответ на этот вопрос невозможно: «Онегин» столь совершенен и так хорошо нам знаком и в целом, и в деталях, что ни испортить, ни улучшить его невозможно ничем, он абсолютно самодостаточен и хорош в любом виде – и в качестве традиционного спектакля, и в виде авангардного режиссерского прочтения, и как музыкально-драматическая композиция «по мотивам» с совершенно любыми, порой даже неожиданными акцентами. А если исполнительские силы достойного качества, то всякие инновационные потуги отступают на второй план – и Чайковский начинает царить безраздельно.

В «Зарядье» примерно так и вышло. Замечательный БСО имени Чайковского с «Онегиным» на «ты» с давних пор: Владимир Федосеев обращался к этой опере со своим оркестром не раз. Маэстро Константин Чудовский дирижирует всю оперу наизусть, но удивляет даже не это (в конце концов главный дирижер Екатеринбургского оперного театра регулярно встречается с этой оперой на родной сцене), а как точно он помнит детали редакции Каретникова и особенности компоновки музыки и поэтического текста, – не то что ни одной даже малейшей осечки не случается, а весь концерт проведен, без преувеличения, на одном дыхании. У исполнения оказалась великолепная героиня – Любовь Петрова прочитала пушкинскую Татьяну и мастерски с точки зрения технологии пения, и при этом не лишив героиню сердечного трепета, подлинно благородных интонаций. Среди неоспоримых удач вокального состава – задорная и яркая по звуку Ольга Полины Шамаевой, и, конечно же, поистине золотой баритон Константина Сучкова – Онегина, звучащий гедонистически прекрасно и с естественной выразительностью.n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российские музыканты закатывают рукава

Российские музыканты закатывают рукава

Марина Гайкович

Москва готовится к новому концертному сезону

0
1884
 Концерт "Злодейки. Маша Кац"

Концерт "Злодейки. Маша Кац"

0
1708
 Концерт VK Fest

Концерт VK Fest

0
2005
Концерт Heart-Broken-Barocco

Концерт Heart-Broken-Barocco

0
2469

Другие новости