0
5726
Газета Культура Печатная версия

02.04.2023 18:25:00

Судьбоносное предчувствие Второй симфонии

Госоркестр Республики Татарстан выступил на Рахманиновских днях в Московской филармонии

Тэги: госоркестр, татарстан, рахманиновские дни, московская филармония


госоркестр, татарстан, рахманиновские дни, московская филармония «Рапсодия на тему Паганини» позади. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Музыкальный мир празднует 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова. Московская филармония посвящает музыке композитора масштабный цикл «Рахманиновские дни», где участвуют лучшие российские оркестры и музыканты. В их числе Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Вторая симфония в их исполнении стала грандиозным предыктом к юбилейному торжеству в честь дня рождения композитора, которое празднуется в два дня – 1 и 2 апреля.

«После пластинок с его сочинениями (Второй концерт, фортепианные пьесы и т.д.) началась моя любовь к музыке», – пишут сегодня и профессионалы, и любители.

Если в паре слов сформулировать ДНК рахманиновской музыки, то среди прочих главными будут красота и русская душа, как ни банально или пафосно это звучит, опора на традицию, блистательное мастерство и верность своему кредо.

Как человек он пережил огромное потрясение, в 1917-м начав свою жизнь заново, как композитор – не меньшее: его музыка для западного мира навсегда осталась в XIX веке. Он жил в Америке, но искал русского уголка, каким стала его швейцарская вилла Сенар, зарабатывал как исполнитель («Руки, которые стоят миллион», – был подписан снимок папарацци, на котором композитор, не любивший публичности, закрыл лицо), писал исключительно мало – но шедевры: «Симфонические танцы» стали его лебединой песней, как и «Рапсодия на тему Паганини» (с этим сочинением Рахманинов в последний раз выступал перед публикой) – исключительный по мастерству и выразительности опус.

Как раз «Рапсодия на тему Паганини» вместе с фантазией «Утес» вошли в программу концерта Госоркестра Республики Татарстан в Москве. Ранний симфонический опус, вдохновенный романтический этюд – и две дюжины исключительного мастерства вариаций на знаменитую тему скрипичного каприса, где как сверхтема появляется важный для Рахманинова мотив средневековой секвенции Dies Irae (День гнева): как вызов, глас фатума, знак судьбы. Пианист Константин Емельянов и Александр Сладковский исполняют Рапсодию, акцентируя, выделяют суровую тему, скупо, порой по-военному хлестко, страшно, так что собственно роскошь фортепианной виртуозности становится не целью, а средством. Так же звучит у Емельянова и «Элегия», которую пианист исполнил на бис: волной, постепенно набирающей мощь, обрушивается трагическая кульминация пьесы.

А кульминацией вечера стала Вторая симфония – исполин, требующий недюжинной отдачи у музыкантов, и эту отдачу в полной мере тем вечером получивший. Рахманинов – композитор для Госоркестра Татарстана ключевой: сыграны и записаны все главные сочинения (к юбилею выпущен даже подарочный винил), проводится фестиваль рахманиновской музыки «Белая сирень», все симфонии сыграны не раз в Казани, Москве, Петербурге, за рубежом. И вот закономерный итог: свобода, с которой оркестр отдается этой грандиозной партитуре, рождает высочайшее качество, которым сегодня похвастается не каждый оркестр федерального уровня. В «Утесе» удивляет прежде всего звук: у низких струнных – мягкий, манящий, или у деревянных в инкрустированных мелодических перекличках, который и создает роскошь романтической фантазии. В симфонии же захватывает, как над сложностями партитуры, с обилием полифонической работы – от мотивов-подголосков до стремительного драйва фугато – с широтой элегического дыхания и шекспировского накала драмы кульминаций, вырастает симфония-предсказание. Симфония-предчувствие тектонических сдвигов российской истории. Предчувствие судьбоносное – ведь среди тысяч переломанных судеб, попавших в молох истории, окажется и рахманиновская. 


Читайте также


Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
7337
Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Неля Насибулина

Grand Piano Competition откроется мировой премьерой сочинения Александра Чайковского

0
4075
Госоркестр Республики Башкортостан выступил в Санкт-Петербурге

Госоркестр Республики Башкортостан выступил в Санкт-Петербурге

Георгий Ковалевский

Коллектив активно гастролирует по городам России

0
4923
Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Марина Гайкович

Дирижер и советник президента Сербии выступил на фестивале «Рахлинские сезоны»

0
7155

Другие новости