Медь для облицовки здания архитектор Сергей Чобан выбрал, чтобы обозначить связь с индустриальным прошлым ЗИЛа. Фото Ильи Иванова предоставлено музейно-выставочным центром «Коллекция»
Музейно-выставочный центр «Коллекция» в квартале «Зиларт», основанный Андреем и Елизаветой Молчановыми, названием и грядущими первыми выставками адресует к коллекции этого предпринимателя. Она, по определению худрука новой институции и завотделом новейших течений Русского музея Александра Боровского, «окрашена личным интересом», а не обязательным набором имен. В декабре стартуют три проекта – «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», Dies Illa Гриши Брускина и «Искусство Африки: боги, предки, жизнь». Билеты начнут продавать 10 ноября.
Долгое музейное строительство меняет первоначальные планы. В данном случае политические реалии последних лет оставили лишь первоначальную идею открыть музей в новом крупном жилом квартале. Как известно, первоначально на этом месте предполагалось открыть филиал Эрмитажа и в рамках программы «Эрмитаж 20/21» представлять тут современное искусство. В 2015-м прошла презентация проекта, разработанного основателем нью-йоркского архитектурного бюро Asymptote Хани Рашидом. Его музей был бы инспирирован авангардом, в частности проунами Лисицкого (в квартале, строительством которого занимается Молчанов, есть улицы Лисицкого, Родченко, Степановой, Лентулова и Татлина, а сам музей стоит на бульваре Братьев Весниных). В 2021-м архитектора поменяли, как сообщалось, и по экономическим соображениям. За нынешнее здание отвечает Сергей Чобан с бюро СПИЧ, ныне очень востребованный и в жилом, и в музейном московском проектировании. В конце 2022-го из проекта вышел Эрмитаж: как тогда прокомментировал Михаил Пиотровский, большие эрмитажные проекты по современному искусству стали «нереальны».
В конце концов Молчанов создал свой музей. Чобан возвел огромный куб (из общих 13 тыс. кв. м больше 5 тыс. кв. м – выставочные площади), облицованный медью и стеклом. Его директором стала долго возглавлявшая ЦВЗ «Манеж» Ирина Толпина. На заданный коллегами на пресс-конференции вопрос о бюджете проекта она ответила, что получилось «значительно больше, чем планировалось».
По словам Толпиной, у «Коллекции» не будет постоянной экспозиции, а «ключевая художественная стратегия основана на отказе от фиксированных форматов». Тем не менее здесь прописаны традиционные просветительские программы (пока заявлен лекционно-дискуссионный цикл «История искусства как самопознание» от научного руководителя музейного центра «Масловка» Кирилла Светлякова и лекции вкупе с архитектурными прогулками «Жизнь по плану: Зиларт изнутри» от Юрия Григоряна и бюро «Меганом»), в том числе детские. Пятницы обещано наполнить ставшими привычной частью музейной жизни концертами, перформансами, «хореографическими и театрализованными постановками».
Со своим кварталом «Коллекция» взаимодействует через объекты на улице: перед зданием «припаркован» изрезанный стрельчатыми арками Dump Truck Вима Дельвуа, неподалеку от которого в конце октября освободится от заграждений отреставрированный пресс Erfurt, на котором штамповали зиловские кузова. По словам Толпиной, выход в город для институции принципиален, и уличная программа на этом не остановится. В свою очередь, эскалаторы внутри музейного атриума, в котором стоит правительственный ЗИЛ 41047, оформили стрит-артисты Дмитрий Аске, Андрей Бергер, Алексей Лука и Максим Има.
Африканское искусство из петербургского собрания художников Михаила и Леонида Звягиных формировалось с 1980-х, а в 2011 году часть его показал у себя Пушкинский музей. Боровский привел к коллекционерам Молчанова – и тот коллекцию купил. Выставку составят 1000 экспонатов, это крупнейший показ такого рода, архитектуру ему придумает Евгений Асс. Худрук же анонсировал его цитатой из Тредиаковского за 1730 год: «Нас близко теперь держит Африка». Инсталляция Dies Illa Гриши Брускина, заглавием обязанная григорианскому хоралу, создана специально для «Коллекции» (и в ней останется), но развивает давние темы художника, которые показывали в «Смене декораций» на Венецианской биеннале 2017-го и в Третьяковке в 2022-м (см. «НГ» от 27.03.22). Новую вариацию тем Брускина, по обещанию Боровского, «еще более театрализованную и перформативную», сценографически выстроит Игорь Чиркин. Посвящение ленинградской и петербургской скульптуре «Шаг с пьедестала» объединит имена от Михаила Аникушина до Даниила Каминкера. Пластику обещано настроить на диалог с живописью, и здесь будет не только ленинградец Леонид Борисов, но и московская живопись Эрика Булатова и Юрия Злотникова.
Пока огромные экспозиционные залы с бетонными стенами пусты, главным героем оказался скорее вытянувшийся во всю высоту здания застекленный атриум. Облицованный медью каркас избегает параллельных линий и потому одновременно напоминает накинутую на здание, светящуюся на солнце сеть. Чобан говорит, что ориентировал атриум на главный бульвар квартала, имея в виду классические лоджии, например флорентийские, входя в которые человек все еще остается и в городском пространстве. Медь он выбрал, во-первых, чтобы обозначить связь с индустриальным прошлым ЗИЛа, а во-вторых, поскольку ценит в ней умение стареть эффектно. Куратор Боровский оценил в атриуме «уважение к идее портала», проходя сквозь который видишь, что он становится «то ли пьяненьким, то ли неуравновешенным».
В презентации «Коллекции» периодически мелькают слова «диалог и вовлечение», как это понимать, увидим зимой. Может быть, тогда появятся и подробности относительно выставочной стратегии. В собрании Молчанова около 8 тыс. очень разных предметов, от мебели и фарфора до современного искусства. Возможно, «диалог и вовлечение» предполагают участие и других собирателей.