0
221
Газета Печатная версия

28.09.2025 18:14:00

Проект "Единая Германия" состоялся

Восточные немцы выиграли от объединения страны, свидетельствуют цифры и факты

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, город Брест (Республика Беларусь).

Тэги: германия, день воссоединения, берлинская стена, восточная германия, экономика


германия, день воссоединения, берлинская стена, восточная германия, экономика Спустя 35 лет Берлинская стена стала лишь достопримечательностью, а не грозным символом раскола страны. Фото Reuters

В Германии 3 октября отмечается единственный праздник, установленный на федеральном уровне, – День воссоединения. Именно 3 октября 1990 года ГДР официально прекратила свое существование. Таким образом, со дня образования единой Германии исполнилось 35 лет. Солидный срок. Интересно посмотреть, какие изменения произошли за это время в политике, экономике и германском обществе в целом.

Воссоединение Германии сыграло важную роль в углублении европейской интеграции. Объединенная Германия обеспечила политическую поддержку общему проекту европейской валюты и трансформировала Европейское экономическое сообщество в ЕС. Это укрепило весь континент – открыло путь к расширению Евросоюза на восток и длительному «дивиденду мира» после холодной войны. Выиграли ли от этого обычные немцы? В долгосрочной перспективе – да, причем и в бывшей ГДР тоже.

За последние десятилетия экономика восточных земель быстро догоняет западную часть страны. Восток получил значительные инвестиции в инфраструктуру и науку, восстановлены десятилетиями не реставрировавшиеся при ГДР исторические объекты, расширены социальные услуги, повысилась ожидаемая продолжительность жизни. Некоторые исследования отмечают, что восточногерманские земли по многим показателям (жизненное удовлетворение, инфраструктура и др.) почти сравнялись с западными.

Негативные последствия объединения, в общем, удалось преодолеть. Восток уже перестал уезжать на Запад. Сальдо миграции между ними почти уравновесилось. Многие восточногерманцы, покинувшие свой регион в 90-е (а это весьма большое количество: население восточных земель с 1990 по 2022 год сократилось на 15%, тогда как на Западе выросло на 10%), вернулись. Более того, некоторые жители западных земель переехали в восточные земли, заметно преобразившиеся за 35 лет в лучшую сторону.

Но, несмотря на успехи, между Западом и Востоком еще остаются существенные различия. В восточных землях по-прежнему ниже средние доходы. Хотя разрыв в зарплатах сокращается быстрыми темпами (согласно Институту экономических исследований (IW), за 2014–2022 годы средняя месячная зарплата на Востоке выросла на 735 евро против 585 евро на Западе), они в восточных землях остаются примерно на 15–20% ниже, чем в западных. А вот уровень безработицы, напротив, все еще выше (в 2024 году это 7,8% на Востоке против 5,1% на Западе). Накопленное богатство также распределено неравномерно: почти весь прирост наследства аккумулируется в западных регионах. Формально к 2023 году были уравнены пенсионные коэффициенты восточных и западных граждан, однако миллионы уже вышедших на заслуженный отдых жителей Востока по-прежнему получают существенно меньшие выплаты. Это объясняется тем, что у семей на Востоке не было возможности копить капитал (а многие, кто имел сбережения до создания ГДР, лишились их из-за национализации). Наконец, так как множество молодых и квалифицированных людей уехали в более развитые регионы, это приводит к дефициту специалистов и закрытию школ и больниц в отдельных районах.

Все это обуславливает то, что чувство «отставания» сохраняется у значительной части восточногерманцев. Многие опросы показывают, что примерно половина жителей Востока убеждена, наперекор реальности, в экономической стагнации региона. Получается, хотя объективно экономическая ситуация улучшилась, восприятие этого факта не столь позитивно, как могло бы быть. Отсюда – благодатная почва для роста поддержки популистских и протестных партий, а также политической напряженности в восточногерманском обществе.

Изменится ли эта ситуация? Очень возможно. Экономический рост в восточных землях скорее всего продолжится благодаря технологиям и инвестициям. Уже в ближайшем будущем туда могут прийти новые глобальные проекты: успехи Tesla и разработок микрочипов на востоке Германии демонстрируют потенциал региона. Низкая изначальная база дает Востоку «эффект догоняющего роста», и в перспективе ключевые показатели экономического развития будут все ближе к средним по стране.

Возрастет и политический вес региона. Окончательное объединение включает и вопрос о столичных функциях. Даже сейчас часть федеральных министерств остается в Бонне, и периодически поднимается дискуссия о полной централизации власти в Берлине. Недавно представители Бундестага вновь заявляли о необходимости перенести все органы в столицу, подчеркнув, что «федеральное правительство должно находиться в Берлине». Это отражает желание завершить унификацию политических институтов и способствовать сглаживанию различий между регионами.

Уже обсуждаются меры по стимулированию возвращения специалистов на Восток (например, льготы для молодых семей и предпринимателей) и дальнейшей гармонизации социальных стандартов. Важно, чтобы молодое поколение формировало свое представление об общей истории Германии, уменьшая «проблему стены в головах». В долгосрочной перспективе ключевым вопросом остается поддержание уровня жизни и создание рабочих мест в восточных регионах, чтобы население перестало мигрировать на Запад. Пока ничто не свидетельствует о том, что этот вопрос не может быть успешно решен. 

Брест 


Читайте также


Нынешняя "мягкая посадка" в целом оказалась лучше, чем в коронакризис

Нынешняя "мягкая посадка" в целом оказалась лучше, чем в коронакризис

Михаил Сергеев

Однако условия кредитования предприятий – худшие за последние 25 лет

0
3716
Киргизия требует от Великобритании снятия санкций

Киргизия требует от Великобритании снятия санкций

Виктория Панфилова

Бишкек отстаивает право на экономическое партнерство с Россией

0
1926
Молдавское яблоко катится в ЕС, а польское – в Кишинев

Молдавское яблоко катится в ЕС, а польское – в Кишинев

Светлана Гамова

Картошкой бывшую союзную республику кормят Белоруссия и Украина

0
4246
Чехия оказалась на пороге перемен во внешней политике

Чехия оказалась на пороге перемен во внешней политике

Надежда Мельникова

В кресло премьера стремится политик, пользующийся репутацией противника помощи Украине

0
3569

Другие новости