0
640
Газета Экономика Печатная версия

10.04.2006 00:00:00

От «Дружбы» к Балтике

Тэги: транснефть, бтс, нефтепровод


транснефть, бтс, нефтепровод Семен Вайншток ослабит транзитную зависимость российских нефтяников.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Россия продолжает диверсифицировать транспортные пути для экспорта энергоносителей в страны дальнего зарубежья. В пятницу завершилось строительство третьей линии Балтийской трубопроводной системы (БТС). Об этом сообщил президент «Транснефти» Семен Вайншток. Теперь через порт Приморск в Ленинградской области в Европу и США будет отправляться до 65 млн. тонн нефти. «Таким образом, Россия использует собственную территорию для снижения рисков транзитных стран», – заявил на торжественной церемонии министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.

«Во-первых, третья очередь БТС позволит разгрузить поставки через Новороссийск и по трубопроводу «Дружба» (через Белоруссию, Украину), которые загружены практически на 100% и при пиковых нагрузках могут не справляться с объемом поставок, – говорит аналитик ИК «Солид» Денис Борисов. – Во-вторых, БТС учитывает будущие потребности нефтяных компаний, связанные с ростом добычи нефти на 3–4% в год».

По словам аналитика, первые две очереди БТС решили для России проблему транзита через прибалтийские страны. «Там тарифы были изначально завышены. Но сейчас российская нефть через прибалтийские порты уже не экспортируется», – говорит Борисов. Из-за БТС страны Балтии потеряли немалые деньги, в частности, доходы от транзита российской нефти достигали 25% в бюджете Латвии и Эстонии.

В связи с окончанием строительства БТС Россия уменьшила свою зависимость и на юго-западном направлении. Танкеры, отправляющиеся из Новороссийска, должны пройти через два турецких пролива: Босфор и Дарданеллы. По словам Дениса Борисова, с турецкой стороной периодически возникают трения по поводу транзита российских танкеров. Так что в экстренной ситуации нефтяные потоки частично могут быть переориентированы на северный канал, что дает России дополнительные преимущества в переговорах с Анкарой о транзите через турецкие проливы.

В поставках нефти по Балтийской трубопроводной системе заинтересовано большинство отечественных нефтяных компаний, в частности «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP». Кстати, одно время, когда у правительства не было денег на строительство нефтепровода, ходили разговоры о том, чтобы привлечь средства нефтяных компаний для реализации этого проекта. Но в итоге «Транснефть» обошлась собственными ресурсами и привлеченными у банков средствами. В частности, Сбербанк выделил компании 20 млрд. руб. кредитов. В настоящее время, как заявил в пятницу Виктор Христенко, «Транснефть» полностью расплатилась по кредитам, привлеченным для создания БТС. Это дает «Транснефти» возможность с хороших финансовых позиций начать строительство другого масштабного нефтепровода – Восточная Сибирь – Тихий океан.

Балтийская трубопроводная система

БТС задумывалась в первую очередь для уменьшения зависимости отечественных экспортеров нефти от услуг транзитных государств: Латвии, Литвы и Эстонии. Транспортировка тонны нефти через их порты, в частности Вентспилс, Бутинге, Муугу и Порвоо, обходилась приблизительно на 3–5 долларов дороже, чем по другим направлениям. Первая очередь БТС мощностью 12 млн. тонн нефти в год была пущена в 2001 году. Затем, в 2004 году, в рамках строительства второй очереди мощность БТС возросла до 42 млн. тонн. Сейчас же, с запуском третьей, и последней, очереди, пропускная мощность системы достигла 65 млн. тонн. Общая стоимость проекта составляет 2,2 млрд. долларов. Его заказчиком является государственная компания «Транснефть». Нефть по БТС поступает из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, месторождений Западной Сибири, а также Казахстана.

Восточный нефтепровод можно строить

Проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) прошел последнее согласование. Как сообщил в пятницу министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, Главгосэкспертиза утвердила технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства первой очереди нефтепровода ВСТО. По словам министра, «было получено последнее положительное заключение».

Ранее «Транснефть» долго не могла пройти экологическую экспертизу в Ростехнадзоре в связи с тем, что трубопровод по проекту должен пройти в непосредственной близости от озера Байкал. Против этого активно выступали экологи и власти Иркутской области. Однако примерно месяц назад, перед визитом президента Владимира Путина в Китай, Ростехнадзор дал проекту зеленый свет. После этого дело оставалось только за Главгосэкспертизой.

После вынесения положительного заключения Главгосэкспертизой были устранены последние препятствия для начала работ по сооружению нефтепровода. Дочка «Транснефти» – «Центр управления проектом «ВСТО» – уже объявила открытый конкурс по выбору поставщиков материально-технических ресурсов для строительства объектов первой очереди ВСТО. Итоги будут подведены 14 апреля.

Несмотря на то что общая стоимость первого этапа строительства составляет 7 млрд. долл., по словам Виктора Христенко, «сверхъестественных проблем в привлечении средств для проекта нет». По всей видимости, кредиторами станут Сбербанк и ряд зарубежных банков. Помимо этого будут использованы собственные средства «Транснефти».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Человек стратегического назначения

Человек стратегического назначения

Дмитрий Литовкин

Президент назвал создателя маневрирующего ядерного блока «Авангард»

0
218
Возможна ли очередная война между Россией и Турцией

Возможна ли очередная война между Россией и Турцией

Александр Храмчихин

Перед Южным военным округом стоят глобальные задачи

0
265
Как разрушалась Югославия

Как разрушалась Югославия

Леонтий Шевцов

25 лет назад в Дейтоне объявили о конце боснийской войны

0
202
Был ли у Советского Союза третий путь

Был ли у Советского Союза третий путь

Борис Хавкин

Документы 1939–1941 годов и преодоление прошлого

0
193

Другие новости

Загрузка...