0
3926
Газета Экономика Печатная версия

23.10.2019 20:58:00

Госдума принимает бюджет стабилизации стагнации

В главном финансовом документе страны не нашлось места для экономических прорывов

Тэги: бюджет, нефтегазовые доходы, фнб, ввп, госрасходы, эффективность


бюджет, нефтегазовые доходы, фнб, ввп, госрасходы, эффективность Минфин представил очередной консервативный бюджет. Фото Льва Исраеляна

Федеральный бюджет на ближайшую трехлетку одобрен в среду Госдумой в первом чтении. Законопроект о бюджете-2020 предполагает поэтапное ускорение экономического роста в стране, однако источников для этого прорыва явно недостаточно, сетуют парламентарии и аудиторы Счетной палаты. Последнее десятилетие главными приоритетами для бюджетной политики в РФ является стабильность и стабилизация. И такая политика среди прочего не позволяет экономике расти быстрее 1,5% в год. Правда, в Минфине такой бюджет называют «стимулирующим».

Доходы бюджета в 2020 году составят 20,3 трлн руб. (18% ВВП), в 2021-м – 21,2 трлн (17,7% ВВП) и в 2022-м – 22 трлн руб. (17,2% ВВП). При этом объем нефтегазовых доходов в следующую трехлетку будет увеличиваться. По прогнозу, в следующем году он составит 7,4 трлн руб. (6,6% ВВП), в 2021-м – 7,6 трлн (6,4% ВВП), в 2022 году – 7,7 трлн (6% ВВП).

В свою очередь, расходы основного финдокумента страны на следующий год запланированы на уровне 19,5 трлн руб. (17,3% ВВП), в 2021-м – 20,6 трлн руб. (17,1% ВВП), в 2022-м – 21,7 трлн руб. (16,9% ВВП). Таким образом, профицит бюджета составит в следующем году 876,05 млрд руб. (0,8% ВВП), однако уже в 2021-м профицит снизится до 612,5 млрд руб. (0,5% ВВП), а в 2022 году составит всего 295 млрд руб. (0,2% ВВП).

Запланирован в документе и дальнейший рост Фонда национального благосостояния (ФНБ). Так, как ожидается, в следующем году объем средств фонда достигнет 8,1 трлн руб. (или 7,2% ВВП), к 2021-му – свыше 11 трлн (9,2% ВВП), а в 2021-м – колоссальные 13,6 трлн руб. (10,6% ВВП). Глава Минфина Антон Силуанов обещает, что уже со следующего года правительство готово начать инвестировать излишки этих средств (выше 7% ВВП) в различные проекты. «Готовы рассматривать предложения от субъектов РФ с тем, чтобы эти ресурсы шли и на региональные проекты, которые дадут результат по увеличению экономического потенциала субъектов», – сказал министр. Ранее многие чиновники скептически относились к идее траты средств ФНБ (см. «НГ» от 04.08.19).

Проект бюджета-2020 сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals (в 2020 году  – 42,4 долл. за баррель). «Мы застрахованы от различных негативных сценариев развития на рынке нефти», – говорит Силуанов. При этом среднегодовая цена нефти, согласно прогнозу, составит 57 долл. за баррель в 2020 году, а в 2021 и 2022 годах снизится до 56 и 55 долл. соответственно.

Объем российского ВВП, по прогнозам, в 2020 году составит 112,8 трлн руб. с ростом на 1,7%. При этом уже в 2021-м рост экономики ускорится до 3,1%, а объем ВВП достигнет 120,3 трлн руб. К 2022 году объем российской экономики составит уже 128,5 трлн руб. при росте на 3,2%.

Убедительного обоснования таких темпов роста экономики, а также ускорения инвестиций в основной капитал в проекте федерального бюджета нет, спорят российские парламентарии. В частности, как замечает первый зампредседателя думского комитета по бюджету и налогам Александр Ремезков, используемая сегодня правительством модель экономической стабилизации обеспечила макроэкономическую устойчивость, однако экономика России так и не вышла на траекторию стабильного роста и развития. «Последние 10 лет правительство продолжает формировать бюджет, используя модель экономической стабилизации», – замечает он.

«Обратной стороной этих достижений стало снижение драйверов экономического роста, прежде всего потребительского спроса, низкое качество планирования, неэффективное использование бюджетных средств, низкий за последние 15 лет уровень исполнения расходов, формирование огромных объемов зарезервированных средств на стадии принятия бюджета», – перечисляет парламентарий.

«Разумная макроэкономическая политика в состоянии предотвратить экономическую катастрофу. Но она не в состоянии обеспечить экономический рост сама по себе», – отмечает глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Ряд парламентариев обращает внимание и на низкую эффективность госрасходов на примере финансирования госпрограмм. «В 2017 году их (неэффективных госпрограмм. – «НГ») было треть, а в 2020 году по 15 программам существуют риски недостижения 10% показателей. В 2017 году по 7 программам по 20% показателей не достигнуты цели и по 30% показателей по 9 программам тоже будут не достигнуты», – говорит член думского комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя. По ее словам, программы стали «набором расходных обязательств» с абсолютно абстрактными целями и показателями. «Мы третий год говорим правительству: избыточное количество показателей. Показатели абсолютно абстрактные… Жизнь сама по себе, а программы, получается, сами по себе», – указывает она.

С опасениями парламентариев согласен и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его мнению, в проекте бюджета-2020 не заложено достаточного количества стимулов для экономического роста. «Беспокоит, что в нем (бюджете. – «НГ») недостаточно системных стимулов роста экономики. Приветствую новые меры сокращения бедности, дополнительные деньги на нацпроекты, но за три года структура бюджета практически не меняется», – пишет Кудрин в своем Twitter.

Он, в частности, напоминает, что еще 11 лет назад была сформулирована задача бюджетного маневра в пользу образования и здравоохранения. Однако в итоге сейчас эти расходы даже ниже, чем в 2008 году. «В трехлетнем бюджете этого маневра снова не видим», – подчеркивает он.

Глава ведомства также сомневается, что темпы роста экономики на будущую трехлетку уложатся в прогнозируемые показатели. «Все больше индикаторов говорит, что темпы роста экономики будут ниже официального прогноза: инвестиции в первом полугодии выросли на 0,6%, рост инвестимпорта по году ожидается 0,2%, выпуск инвестпродукции сокращается, индекс PMI (индекс деловой активности. – «НГ») – самый низкий за 10 лет», – перечисляет Алексей Кудрин.

Российская экономика действительно продолжает испытывать ряд проблем, соглашаются в рейтинговом агентстве Moody’s. Организация понизила прогноз роста ВВП РФ на текущий год с 1,6% до 1,2%, в 2020 году аналитики ожидают роста на 1,5%, что ниже прогнозов российских властей. «Потенциал роста экономики в 2020 году остается низким», – говорит вице-президент по кредитным вопросам Moody’s Ольга Ульянова.

Опасения аудиторов и аналитиков разделяют и эксперты «НГ». «Структура бюджета на ближайшие три года носит консервативный характер, а направления расходования средств не выглядят оптимально подобранными», – соглашается аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. По его мнению, базовые макроэкономические показатели свидетельствуют о продолжающейся стагнации и постепенном замедлении темпов роста. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
316
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
370
Продолжит ли Британия поддерживать Украину

Продолжит ли Британия поддерживать Украину

Данила Моисеев

Местные СМИ задались вопросом о том, как на Даунинг-стрит видят конфликт Киева и Москвы

0
2009
ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

Ольга Соловьева

Нефтегазовые доходы РФ увеличились до 9,5 триллиона рублей

0
3856

Другие новости