0
3851
Газета Экономика Печатная версия

24.05.2021 19:54:00

Каждый десятый оказался вне зоны экономического оживления

Положение пострадавших от пандемии работников становится хронически плохим

Тэги: экономика. кризис, карантин, коронавирус, пандемия, covid 19, работающие нищие

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

экономика. кризис, карантин, коронавирус, пандемия, covid 19, работающие нищие Пандемия вынудила часть россиян задуматься о поиске новой работы. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Несмотря на предпринимаемые правительством меры поддержки и на фиксируемое властями оживление активности, в стране сформировалась прослойка граждан, которых можно назвать «хронически страдающими» от коронакризиса: он для них еще не закончился. Это люди, потерявшие работу или часть заработной платы именно из-за экономических последствий пандемии. Их доля составляет около 11%. И их проблемы, судя по опросам, проведенным фондом «Общественное мнение» (ФОМ), пока усугубляются.

В ходе опросов, в которых участвует не менее 2 тыс. респондентов, ФОМ выяснил, что в апреле доля экономически пострадавших от пандемии работников по сравнению с февральским значением не изменилась и составила 11% от всех опрошенных.

Имеются в виду граждане, столкнувшиеся с падением или даже потерей трудовых доходов и работы вследствие именно пандемии и связанного с ней кризиса.

Позитивным моментом можно считать то, что еще в прошлом году доля таких пострадавших из-за пандемии была заметно выше: так, в августе 2020-го она достигала 17%. Негативный же момент состоит в том, что, несмотря на все предпринимаемые властями меры и на случившееся после отмены карантинных ограничений оживление, проблемы внутри этой прослойки только усугубляются. Сейчас в этой группе «доля жалующихся на ухудшение материального положения достигла максимума с конца лета 2020 года – 65%», сообщает ФОМ.

Ситуация с доходами стала тяжелее и среди всего населения, и среди пострадавших от пандемии. Но исследователи обращают внимание на то, что «материальное положение пострадавших от пандемии работников ухудшается более ощутимо, чем у населения в целом».

Социологи отметили, что в стратегиях адаптации к экономической ситуации в группе пострадавших от пандемии работников произошло несколько изменений по сравнению с февралем. В частности, среди таких пострадавших снизилась активность на рынке труда. Доля начавших искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом упала до 31%.

Но одновременно с этим исследователи уточняют, что в феврале этот показатель достигал максимума (38%), поэтому, даже снизившись, сейчас он соответствует среднему уровню, который фиксировался за весь период с августа 2020 года. Впрочем, среди всего населения доля тех, кто начал искать более выгодную работу или приработок, заметно ниже, чем среди тех, кто пострадал непосредственно от пандемии: сейчас она составляет 16%.

Кроме того, у пострадавших от пандемии в стратегиях экономии произошли два разнонаправленных изменения. «Доля начавших реже делать покупки, отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений снизилась на 7 процентных пунктов – до 22%… Однако доля начавших покупать более дешевые продукты и товары в группе пострадавших от пандемии, наоборот, выросла – на 3 процентных пункта, до 31%», – продолжили авторы исследования.

В прошлом году ФОМ уже описывал социально-демографический портрет пострадавших от пандемии работников. Среди них больше, чем в среднем по выборке, фиксировалось людей в возрасте до 45 лет, жителей городов-миллионников, проживающих в семье из трех или четырех человек, работающих на частных предприятиях.

«Вероятнее всего, что эта прослойка граждан связана с теми направлениями экономики, где падение прибыли и выручки продолжается самое длительное время. Это туристический бизнес, общепит, непродовольственный ретейл, сфера услуг, – комментирует ситуацию первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – И наверняка это представители малого и микробизнеса, которые, не имея финансовой подушки безопасности во время пандемии, понесли большие потери».

Кроме того, как отметил эксперт, не все виды деятельности смогли попасть под программы поддержки по разным параметрам, хотя правительство разработало много инструментов для бизнеса.

Но, как считают некоторые аналитики, вряд ли можно выделить некую новую социальную прослойку на основании такого критерия, как потеря работы или сокращение зарплаты, обусловленные кризисом.

«Потому что рынок труда в странах с рыночной экономикой весьма гибкий, и в периоды кризисов безработица, как правило, растет, но по мере восстановления экономики и роста потребности экономики в новых рабочих местах безработица снижается», – пояснила замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова.

В то же время, как обращает внимание эксперт, есть семьи, потерявшие в пандемию близких. Вероятно, часть семей, чье финансовое положение сильно ухудшилось в пандемию, составляют те, в которых умер единственный работающий, тот, кто всех обеспечивал, пояснил, в свою очередь, главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Причем он мог умереть не только от ковида, но и от других заболеваний, допустим, не получив вовремя врачебную помощь», – не исключает эксперт.

Другое дело, что сейчас Россия столкнулась уже с третьим по счету за последние 12 лет экономическим кризисом (после кризисов 2008–2009 и 2014–2016 годов) и это действительно усугубило негативную тенденцию обнищания населения, говорит Мильчакова.

И пока, по мнению эксперта, «не ясно, есть ли у государства четкая и продуманная стратегия и планы, как это обнищание прекратить». Ведь реальные располагаемые доходы населения сокращались с небольшой передышкой на микроскопический рост еще до пандемии, причем очень продолжительный период.

Между тем, как уточнил аналитик компании «Финам» Алексей Коренев, скорее можно говорить о формировании в стране устойчивой прослойки населения, «хронически живущего в условиях крайней бедности». По словам эксперта, проблема в том, что в отличие от развитых стран в России в эту категорию попадают не только действительно социально уязвимые группы населения, безработные, но и те, кто работу имеет.

«У нас сформировался целый класс «работающих нищих». Люди трудятся с утра до ночи, но заработанного не хватает даже на элементарные нужды, – говорит Коренев. – Пандемия послужила катализатором проблем, ухудшив и без того непростую ситуацию на рынке труда». И теперь, как опасается эксперт, она может стать для власти удобным поводом списать на нее все проблемы.

Аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, в свою очередь, допускает, что, «вероятно, во второй половине года при дальнейшей стабилизации экономических показателей, отсутствии резких колебаний курса рубля, снижении инфляции и уровня безработицы произойдет уменьшение числа «хронически страдающих» от пандемии граждан».

Почти такие же процессы происходят и в развитых странах, где сильнее всего пострадали сфера услуг и малый бизнес, добавил Сигал. Но в настоящее время по мере восстановления туристических, транспортных потоков и экономических процессов в мире финансовое благополучие работников там постепенно выправляется. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

0
4571
Всемирная организация здравоохранения опасается новой пандемии

Всемирная организация здравоохранения опасается новой пандемии

Данила Моисеев

Вспышка оспы обезьян в странах Африки может представлять угрозу всему миру

0
4888
Постковидная форма жизни

Постковидная форма жизни

О социально-политических последствиях пандемии COVID-19

0
6431
Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

0
35692

Другие новости