0
3236
Газета Экономика Печатная версия

20.07.2021 20:37:00

Пандемия и цифровизация ускорили усыхание банков

За год в России исчезли сотни филиалов и офисов действующих финансовых предприятий

Тэги: пандемия, коронавирус, цифровизация, экономика, банки, финансовый сектор, сокращения

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

пандемия, коронавирус, цифровизация, экономика, банки, финансовый сектор, сокращения Банков в России становится все меньше. Фото РИА Новости

Пока одни эксперты гадают, какую брошь наденет глава ЦБ на пресс-конференцию, другие сообщают о сокращении ее хозяйства. Пандемия заставила банки усилить процесс цифровизации, что привело к сокращению числа филиалов. Эксперты «НГ» отмечают: усыхание банков и их подразделений не прекращается с 2014 года, а ковид и цифровизация только добавили краски процессу.

23 июля глава Центробанка Эльвира Набиуллина на пресс-конференцию после совета директоров, который примет решение о движении ключевой ставки (ожидается четвертое подряд в этом году ее повышение), может надеть брошку в виде питона, символизирующего попытки регулятора задушить инфляцию, предположил главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

Повышение ставки ожидаемо приведет к удорожанию кредитов как для населения, так и для бизнеса, для которых, как показывают исследования Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ), становится все меньше финансовых организаций. Проанализировав 75 отраслей в 85 субъектах РФ, ученые установили, что в 2020 году прекратили свою деятельность 5,2 тыс. организаций, занимающихся предоставлением финансовых услуг (кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению), а новых за это время появилось только 2,4 тыс.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий подсчитал на основе данных ЦБ, что на начало июля в стране за год стало меньше на 49 головных офисов действующих финансовых предприятий, исчезло 88 филиалов, 554 дополнительных офиса, 132 операционные кассы, 168 кредитно-кассовых офисов, 277 операционно-кассовых офисов.

«Основная причина сокращения – отзыв и добровольное аннулирование лицензий. Кроме того, происходит оптимизация банковских сетей с целью сокращения издержек. Еще один фактор – банковская цифровизация, способствующая переходу на удаленные каналы обслуживания», – считает Осадчий.

По данным ЦБ РФ, на начало июля в стране насчитывается 378 головных офисов банков, то есть, собственно говоря, самих банков. Два года назад их было 454, а десять лет назад, в июле 2011-го – ровно 1 тыс. Количество филиалов только за два последних года сократилось с 647 до 479, дополнительных офисов – с 20,1 тыс. до 19,1 тыс. В течение 2021 года в зоне повышенного риска (на грани закрытия) будут находиться 33 банка, давало прогноз агентство «Эксперт РА» в начале года.

В банках идет также сокращение персонала. По оценкам экспертов РИА «Рейтинг», в 2020 году количество персонала в действующих банках составило около 600 тыс. человек, тогда как в 2015 году – 800 тыс., а в 2010 году в банковском секторе трудилось более 1 млн человек.

Пандемия и цифровизация усилили процессы консолидации в финансовом секторе, но сильно пострадал он значительно раньше, сказал «НГ» директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «В 2013–2014 годах начался массовый отзыв лицензий у банков. С одной стороны, это был позитивный процесс, закрывали организации, которые теряли активы из-за хищений и других неэкономических причин, но, с другой стороны, в итоге сектор сократился более чем в два раза, снизилась конкуренция. Снижение количества филиалов банков привело к росту числа микрофинансовых организаций, где давали кредиты под 3% за день, и их потом пришлось отдельно регулировать».

«Процесс непрерывной цифровизации банковских услуг под влиянием пандемии ускорился в квадрате, многие клиенты, которые не умели или по каким-то причинам не хотели пользоваться ими через свои гаджеты, во время локдауна были вынуждены это делать, – сказал «НГ» президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. – С другой стороны, и банки все активнее предлагают онлайн-банкинг. Однако процесс сокращения банков и их подразделений в регионах – в целом это негативный процесс. Филиал большого федерального банка с его «конвейером» услуг не всегда может заместить маленький, клиентоориентированный местный банк. А именно таких банков становится все меньше, и «усыхание» местной банковской системы, на наш взгляд, несет вред экономикам регионов, с ним во многом связаны и проблемы малого и среднего бизнеса».

Некоторое сокращение количества дополнительных офисов компенсировано ростом цифровых каналов доступа к финансовым услугам, причем не только платежным, но и услугам кредитования (в том числе ипотечного), страхования, размещения свободных денежных средств и других, рассказали «НГ» в пресс-службе ЦБ РФ. «Особенно стоит отметить востребованность безналичных платежей: впервые доля безналичных платежей в розничном обороте превысила долю наличных в 2018 году, а по итогам 2020 года достигла рекордных 70,3%. Этому во многом способствовало увеличение охвата организаций торговли и услуг POS-терминалами: только за последние два года (c начала 2019-го) их количество увеличилось на 39% и составило почти 3,6 млн на начало 2021 года», – заявили в ведомстве.

Вместе с тем там считают важной задачей сохранение инфраструктуры физического обслуживания, особенно в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных территориях, а также для потребителей, которые в силу различных причин не могут или не готовы воспользоваться другой, дистанционной формой взаимодействия с финансовыми организациями.

«Несмотря на общее сокращение количества подразделений кредитных организаций в стране, ряд крупнейших банков не закрывал их в сельской местности, а также расширил сеть своего присутствия в «облегченных» форматах, – отметили в ЦБ. – На начало 2021 года уже в 95% отделений почтовой связи, имеющих доступ в интернет, есть возможность проведения ряда банковских операций; наличность можно получить на кассах магазинов почти в 4,5 тыс. точек. В небольших городах и поселках активно развиваются стационарные удаленные точки с работниками, агентами и партнерами кредитных организаций, их количество в 2020 году увеличилось на 26%, до 524,5 тыс.».

Международный опыт показывает, что успехи цифровизации сочетаются во многих странах с наличием очень разветвленной и конкурентной среды оказания финансовых услуг, говорит Тосунян. «У нас часто приводят пример Великобритании или ФРГ, где якобы банков гораздо меньше, чем в России. Однако если брать в учет организации, которые, согласно их лицензиям, оказывают эквивалентные банковским услуги, то их не восемь в Великобритании, а несколько тысяч, а в Германии не 200 штук, а 20 тыс.», – говорит эксперт.

У нас большинство населения вообще не пользуются банковскими услугами, у многих контакт с этой сферой связан только со снятием денег с зарплатной карточки, нет ни депозитов, ни кредитов, отмечает Солодков. «Те, кто пользуется услугами банков, все активнее переходят на онлайн-банкинг, однако часто возникает необходимость пообщаться с сотрудниками офисов. Это связано и с тем, что люди не всегда могут, что называется, с листа в своем смартфоне разобраться с условиями договора, к тому же многие предпочитают живой контакт в связи с участившимися случаями мошенничества с применением приемов так называемой «социальной инженерии», – говорит он.

«Тенденция по оптимизации филиальной сети банков прослеживается достаточно давно, в частности перевод филиалов банка в дополнительные офисы (ради сокращения расходов и снижения регулятивной нагрузки), процедура привычная, находит понимание у Банка России и в большей мере наблюдается в небольших и средних кредитных организациях, сказал «НГ» директор банковских рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Константин Бородулин. - События 2020 года, связанные с ограничительными мерами, показали важность удаленных сервисов для проведения бесперебойных банковских операций и позволили продемонстрировать достаточно высокий уровень цифровизации банковской системы. Одновременно пользователи банковских услуг в полной мере оценили удобство «дистанционный» формы взаимодействия с кредитными организациями и продолжили пользоваться данным типом услуг и после завершения действия режима жестких ограничений. Соответственно банки учли данную тенденцию и нарастили темпы оптимизации филиальной сети».

По словам эксперта, учитывая масштабы страны и различный уровень проникновения технологий в различные регионы, существенный процент пользователей банковских услуг по-прежнему предпочитает использовать оффлайн формат взаимодействия, кроме этого ряд операций требует личного присутствия клиентов.

«В целом можно сделать вывод, что общий объем точек физического присутствия банков будет сокращаться по мере роста спроса на цифровые продукты, однако говорить об ущемлении прав клиентов, ориентированных на классическое банковское обслуживание, не приходится, - говорит Бородулин. - Кредитные организации стараются достаточно гибко реагировать на пожелания клиентов, а у некоторых банков, особенно крупных, заявлены цели по максимальному охвату банковскими продуктами населения включая отдаленные районы России в том числе за счет открытия новых точек».

Вопрос автоматизации бизнес-процессов, связанных с взаимодействием с клиентами как в части выдачи новых банковских продуктов, так и текущего обслуживания, и процесс их перевода в онлайн актуален для банков в последнее десятилетие, говорит управляющий партнер "BMS Group" Алексей Матюхов. «При этом, если одни кредитные организации изначально позиционировали себя как онлайн-банки, то для традиционных игроков необходимы были изменения, которые не всегда проходят быстро и без проблем, - отмечает эксперт. - Сейчас к реализации этих задач их дополнительно подтолкнула ситуация с пандемией. Этот объективный фактор ускорил процесс автоматизации и перевода бизнес-процессов в онлайн».

Такие изменения благоприятны для клиентов среднего и молодого возраста, так как чаще всего эти категории людей очень хорошо знакомы с технологиями в целом и онлайн-сервисами в частности, говорит Матюхов. «Старшее поколение привыкло к более традиционным форматам, поэтому ими эти нововведения воспринимаются не так позитивно. В ряде случаев, когда мобильность людей ограничена, онлайн-формат, подкрепленный выездом курьеров и представителями банков, является альтернативой, но все-таки надо понимать, что не все сервисы перешли в онлайн. Соответственно, для некоторой части старшего поколения, кто не научился и, наверное, уже не научится, взаимодействовать с банковскими онлайн-продуктами, эти нововведения несколько ограничат доступ к услугам. При этом общая статистика свидетельствует о том, что доля людей, которые не адаптируются, значительно меньше доли клиентов, предпочитающих онлайн-формат, и на первый план здесь выходят уже экономические факторы», - говорит эксперт.

Главная причина сокращений числа головных офисов и дополнительных офисов-филиалов вовсе не слияния и отказ или лишение лицензии, а бурная цифровизация банкинга, когда большинство операций теперь доступны в мобильном приложении и даже автокредиты, и ипотеку теперь можно получить онлайн, сказала «НГ» генеральный директор финтех платформы «Фаст Ривер» Анастасия Ускова. «Пандемия с ее локдауном в прошлом году окончательно расставила все по своим местам, сделав диджитал основным источником трафика для банкиров и поставив под вопрос существование традиционной сети отделений в принципе. При этом тенденция началась не сегодня, и не вчера: в момент бума цифровых сервисов только с 2014 по 2017 количество банковских отделений в РФ снизилось почти на 23%. Однако, согласно некоторым собственным исследованиям кредитных организаций, возможность получить консультацию в офисе банка важна только для 30% клиентов», - отмечает она.

Ускова не видит аналогий в сокращении финсектора с «оптимизацией» в российской медицине, когда многие годы сначала сокращали фельдшерско-акушерские пункты, а потом решили увеличивать их количество. «Сложно провести такие параллели, так как финансовые услуги и медицинские — это немного разное. К тому же развитие технологий вполне позволяет компенсировать сокращения физических офисов, а с принятием необходимых законов об удаленной идентификации этот процесс будет еще менее болезненным для пользователей, что нельзя сказать про возможность получить качественные медицинские услуги “на удаленке”, - говорит она.

«Банки грамотно оценивают свои риски, так что под сокращение попадают только малоэффективные отделения, например, с точки зрения расположения или дублирования друг друга, - полагает Ускова. - Вместе с этим сокращаются операционные расходы на содержания штата и офиса, так что бизнес гарантированно выигрывает от подобной оптимизации. При этом доступность банковских услуг от этого критически не снижается, так как сейчас открыть дополнительный счет, вклад, или получить кредит можно онлайн. Так же активно развиваются инструменты для удаленной идентификации, например через встречу с выездным представителем, а в будущем ее дополнят технологии биометрии. За ними безусловно будущее, но офисы, даже в перспективе ближайшего десятилетия не перестанут существовать».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Законы о QR-кодах готовят к первому чтению

Законы о QR-кодах готовят к первому чтению

Иван Родин

За правительственную инициативу Госдума проголосует условно

0
1468
3 миллиона россиян перестали быть бедными

3 миллиона россиян перестали быть бедными

Ольга Соловьева

Росстат смог статистически затормозить обнищание населения

0
1466
Зеленое будущее оказалось хуже настоящего

Зеленое будущее оказалось хуже настоящего

Анатолий Комраков

Низкоуглеродная экономика не сможет обеспечить нынешний уровень потребления

0
1737
Министерства пытаются поделить Фонд национального благосостояния

Министерства пытаются поделить Фонд национального благосостояния

Анастасия Башкатова

Проекты-"динозавры" не помогают выйти на новый уровень развития

0
1960

Другие новости

Загрузка...