0
3765
Газета Экономика Печатная версия

09.04.2023 20:24:00

Войны автопроизводителей не затронут Россию

После электромобилей начнет дешеветь и традиционная техника

Тэги: авторынок, перепроизводство, автопроизводители, ценовая война, тесла, электромобили


авторынок, перепроизводство, автопроизводители, ценовая война, тесла, электромобили В 2023 году ввоз комплектующих может заместить импорт готовых авто. Фото с сайта www.vl.ru

В борьбе за покупателя компания Tesla регулярно снижает цену на свои электромобили. При этом скидки далеко не символические и часто превышают 10% от старой цены. Эта ценовая война во втором полугодии может перекинуться и на автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Но в России снижения цен ждать не стоит. В том числе и по причине сильной волатильности рубля.

Мировой авторынок может столкнуться с проблемами перепроизводства и борьбы за каждого покупателя. Инициированная бизнесменом Илоном Маском война цен на электрокары может перекинуться и на авто с двигателями внутреннего сгорания, утверждают аналитики крупнейшего швейцарского финансового холдинга UBS. Анализ показывает, что мировое производство достигнет в 2023 году 85,8 млн единиц. И это превышает предыдущий прогноз почти на 5 млн авто. Производство машин во всем мире по итогам года превысит продажи на 6%. В связи с этим запасы непроданных машин впервые превысят допандемийные объемы. Спрос на новые авто в мире замедляется, а узкие места в производстве устраняются.

«Мы видим высокий риск перепроизводства и, как следствие, растущего ценового давления, – сообщил аналитик UBS Патрик Хаммель. – Ценовая война уже начала разворачиваться в пространстве электромобилей, и мы ожидаем, что она распространится на сегмент двигателей внутреннего сгорания во втором полугодии 2023-го».

Одним из участников ценовой войны стал гендиректор компании Tesla Илон Маск. Если в ковидные годы компания поднимала цены на фоне нехватки чипов и сложностей с логистикой по всему миру, то на днях компания уже в третий раз с начала этого года вновь снизила цены на свои электромобили: на Model 3 на 2% (различные версии стоят теперь от 42 до 53 тыс. долл.), а на Model S – на 5,6% (85–105 тыс.). Серьезные скидки были в январе: тогда глобально цена базовой версии Tesla Model Y опустилась сразу на 13 тыс., на 20%.

В РФ в марте продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей снизились на 11% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, сообщила недавно Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Если брать три первых месяца года, то падение продаж составило 44,7%. Но, отмечают аналитики агентства «Автостат», мартовское сокращение на 11% говорит о том, что с каждым месяцем ситуация постепенно стабилизируется, ведь в феврале падение составляло 43%, а в январе – 59%. Учитывая эту тенденцию, в апреле «Автостат» ждет роста, который, по мнению аналитиков агентства, может продлиться несколько месяцев.

Всего в марте 2023 года было продано 69,9 тыс. автомобилей, утверждает «Автостат». Лидером рынка стал отечественный бренд Lada, который продал 24,2 тыс. новые машины (рост на 90%), что позволило ему «закрыть» 35% рынка. На втором и третьем местах китайские Haval (6,8 тыс., рост в 4,3 раза) и Geely (5,1 тыс., рост в 3,4 раза). Следом идут отечественные ГАЗ (5,1 тыс., рост на 77%) и УАЗ (2,6 тыс., рост на 18%).

Китай в прошлом году экспортировал в Россию более 160 тыс. автомобилей, заявил на днях посол Китая в РФ Чжан Ханьхуэй. По его словам, за год прирост составил 33,4%, доля китайских марок на российском рынке стремительно увеличилась с 7 до 19,2%. И это далеко не предел. Автодилеры прогнозируют рост этой доли в 2023 году почти в два раза. «По нашему прогнозу, доля продаж новых легковых автомобилей китайских марок в этом году составит примерно 32% (250 тыс. штук), российских – 55% (440 тыс.), остальные 13% (100 тыс.) – иномарки, ввезенные по параллельному импорту», – рассказали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

К действующему в Туле заводу по выпуску китайских авто Haval добавился выпуск на мощностях ушедшего Renault «Москвича», которых на базе китайского автомобиля JAC собрали уже более 7 тыс., а в 2024 году в планах произвести уже 100 тыс. машин. На днях было заявлено, что к двум разновидностям кроссовера «Москвич 3» (бензиновому и электромобилю) скоро добавится еще одна модель, но уже на базе другого «китайца»: седан «Москвич 6» это Sehol Yao, который, в свою очередь, представляет собой роскошную версию модели JAC J7, продающуюся в Китае с 2019 года.

В начале апреля в РФ открылся первый дилерский центр китайского бренда BAIC, производство машин началось на калининградском «Автоторе». В 2023 году, как планируется, будет выпущено в РФ около 30 тыс. авто. По некоторым данным, выпуск китайских Chery могут начать на мощностях бывшего завода Volkswagen после его продажи.

В 2023 году в России может случиться свой локальный «кризис перепроизводства», считает директор департамента корпоративных финансов компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. «Если в 2022-м наблюдался недостаток новых авто в связи с уходом иностранных поставщиков и разрывом цепочек поставок, то в 2023-м ситуация другая. Автоваз постепенно вышел на уровни докризисного производства. Перезапускают производство автомобилей под брендом «Москвич». Налажен параллельный импорт авто из ЕС. Нарастили поставки китайские производители», – сказал «НГ» эксперт. Он не исключил, что на фоне насыщения рынка предложением цены на авто могут пойти вниз и в РФ. «В сторону снижения цен работает и снижение спроса. Панические покупки авто по любым ценам закончились. Потребители покупают авто осторожнее, чем в 2022-м. И одним из главных критериев выбора остается цена приобретения авто», – говорит Тузов.

Работники отрасли, однако, надеются, что этого не произойдет, хотя и не исключают «небольшую» вероятность такого поворота событий. «Один из основных аспектов, который влияет на продажи автомобилей, – это платежеспособность населения, включая доступность финансовых инструментов. Стоимость авто не снижается, однако значимого роста цен не фиксируется, в том числе и на китайские бренды. Однако с ростом объемов продаж у китайских производителей появляется все больше программ поддержки и акций, – сказал «НГ» генеральный директор компании «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. – В дальнейшем все будет зависеть от экономической ситуации в стране. С ростом объемов продаж и локализации производства существует небольшая вероятность коррекции стоимости автомобилей в меньшую сторону. Однако, я подчеркну, небольшая вероятность».

Существенных изменений на автомобильном рынке не произойдет, заявлял ранее генеральный директор компании «Автодом» Андрей Ольховский. Апрель, по его мнению, продолжит динамику марта при условии спокойного внешнего фона. «Новые модели авто, выходящие на рынок России, вряд ли обеспечат существенный стимул для роста продаж. Тенденция к увеличению цен на автомобили сохранится и в 2023 году, очевидных предпосылок для снижения цен нет. Подобный тренд связан с ростом курса валют. Наибольший спрос отмечен на авто со сроком эксплуатации до пяти лет, следовательно, рост стоимости на эти авто с пробегом также сохранится», – говорил он.

В марте 2023 года цены на автомобили изменились у пяти брендов. По данным мониторинга сайта «Цена Авто», которые приводит «Автостат», в начале марта автомобили LADA подорожали на 1,3–2,7%. Если купе-кроссовер Geely Tugella подорожал на скромные 30 тыс. руб., то есть на 0,7%, то другие «китайцы» подорожали серьезнее: FAW подняла цену кроссовера Bestune T77 на 100 тыс. руб., или на 4,3–4,8%, у JAC удорожание на 3,5–5,5% коснулось трех из пяти моделей. Только компания Changan снизила цены двух своих кроссоверов. 

“На сегодняшний день цены на российском автомобильном рынке стабилизировались, и их резкого роста, характерного для первой половины прошлого года, сейчас не наблюдается. Этому способствовало налаживание логистических маршрутов, организационно-производственного процесса, а также поставок и производства комплектующих, - заявили «НГ» в Министерстве промышленности и торговли РФ. - В текущих условиях приоритетом отечественных автопроизводителей и действующих для них мер государственной поддержки остаётся развитие, модернизация, наращивание объёмов и повышение уровня локализации производства автомобилей и необходимой для них компонентной базы для удовлетворения спроса на внутреннем рынке. Механизм ценообразования учитывает, в том числе, уровень мировой и внутренней инфляции, ввиду чего основной тенденцией остаётся именно стабилизация цен и недопущение их необоснованного завышения».


Читайте также


Авторынок вырос за год, но упал за месяц

Авторынок вырос за год, но упал за месяц

Михаил Сергеев

Китай осложняет жизнь российских производителей грузовиков

0
3842
Илон Маск обещает показать свое роботакси в сентябре

Илон Маск обещает показать свое роботакси в сентябре

Михаил Сергеев

Американские компании отказываются от разработок автономных автомобилей

0
2090
В сельском хозяйстве продолжает падать рентабельность

В сельском хозяйстве продолжает падать рентабельность

Рекордные урожаи и перепроизводство оборачиваются для отрасли новыми проблемами

0
8379
Российский электрозарядный ландшафт

Российский электрозарядный ландшафт

Борис Николаев

Федеральная сеть Hyper вступила в строй

0
11188

Другие новости