0
3467
Газета Экономика Печатная версия

06.08.2023 20:33:00

На создание дронов Россия за три года потратит 300 миллиардов

Аграрии могут начинать использовать беспилотники в порядке ограниченного эксперимента

Тэги: экономика, отрасль, беспилотные авиасистемы, гражданские беспилотники, сельское хозяйство, финансирование


экономика, отрасль, беспилотные авиасистемы, гражданские беспилотники, сельское хозяйство, финансирование Ближе к зиме аграрии смогут приступить к использованию гражданских БПЛА на полях. Фото РИА Новости

Россия готова к официальному запуску и развитию новой отрасли экономики – беспилотных авиационных систем, линейка уже имеющихся аппаратов практически полная, а образцы вполне на уровне мировых достижений, а некоторые вещи даже их превышают, заявил в воскресенье в Новосибирске первый вице-премьер Андрей Белоусов.

По его словам, уже структурированы все федеральные проекты нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», который правительство должно утвердить в соответствии с поручением президента РФ до 1 сентября. «Это достаточно сложная процедура. Нам еще предстоит поработать с Министерством финансов по определению источников финансирования – достаточно большие деньги получаются», – сказал Белоусов, выразив все же надежду, что бюджет утвердить удастся вовремя. Финансирование нового нацпроекта на 2024–2026 годы составит, по предварительной оценке вице-премьера, около 300 млрд руб. Из них 48 млрд на 2024 год, примерно 117 млрд на 2025-й и 148 млрд – на 2026 год.

Белоусов отметил, что за два дня его работы в Новосибирске было представлено много дополнительных предложений по включению в нацпроект, который предусматривает субсидии и налоговые льготы для поддержки предприятий отрасли. Планируется погружение компаний, и не только головных производителей, а всей системы кооперации так называемой инвестиционно-кластерной платформы. «Это специальный комплекс налоговых льгот и льгот по социальным взносам, которые сейчас разработаны и запускаются Минпромторгом», – рассказал Белоусов. Кроме того, по его словам, отдельная система льгот будет предусмотрена для малых технологических компаний, то есть для стартапов.

Первый вице-премьер рассказал, что нацпроект состоит из пяти федеральных проектов. Первая часть посвящена консолидации спроса. «Производителю нужно создать гарантированный спрос, и основа этого спроса – государственный гражданский заказ прежде всего со стороны федеральных органов исполнительной власти и компаний с государственным участием, которые так или иначе подчиняются, подведомственны этим органам, второе – со стороны субъектов РФ», – сказал Белоусов. Эта часть спроса будет формироваться по принципу «одного окна», а консолидатором этого спроса будет государственная лизинговая транспортная компания (ГТЛК). При этом Белоусов подчеркнул, что не предполагается создание единого национального оператора для регулирования деятельности беспилотников.

Второе направление центральное, оно связано с производством. По производству гражданских беспилотников Россия должна выйти в 2024 году на 18 тыс. крупных и средних аппаратов, сообщил Белоусов, отметив, что цифра не учитывает беспилотники весом менее 1 кг, которых будут десятки тысяч. Вице-премьер озвучил такие цифры: «Самый первый слой связан с головными производителями. У нас порядка 70 производителей, из них около 20 крупных. Второй слой, связанный с кооперацией, – производители комплектующих, третий слой – то, что связано с разработкой технологий», – сказал он.

Третье направление нацпроекта связано с регуляторикой. За ее счет будет формироваться еще одна часть спроса: вслед за сельским хозяйством, где с осени планируется разрешить авиаобработку полей с помощью дронов, будут разработаны также нормы для применения беспилотников при мониторинге лесов, в том числе для обнаружения очагов возгораний, и для нужд Росреестра, пояснил первый вице-премьер.

«Буквально в пятницу мы прошли очень важную веху по выпуску регуляторных изменений по применению беспилотников в сельском хозяйстве. Там наконец достигли консенсуса среди всех федеральных органов власти, с тем чтобы можно было уже осенью запустить беспилотники в режиме правового эксперимента в 12 регионах, вносить полезные агрохимикаты на выращивание урожая», – отметил первый вице-премьер.

Белоусов выразил надежду, что следующим шагом будет применение беспилотников для мониторинга лесов, в частности для обнаружения очагов пожаров. «Сделаем, я надеюсь, очень быстро то же самое для Росприроднадзора – для мониторинга лесов, тушения пожаров, обнаружения очагов возгораний лесов. И для нужд Росреестра. Рассчитываем на то, что мы до конца этого года все эти работы завершим», – сказал Белоусов.

Четвертое направление – кадры. России на первоначальном этапе реализации нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» необходимо как минимум 100 тыс. операторов дронов из расчета один оператор на один зарегистрированный дрон, сообщил накануне замглавы Росавиации Андрей Добряков. «По примерным прикидкам, уже более 100 тыс. только зарегистрированных Росавиацией дронов. Соответственно мы считаем, что в настоящий момент надо смотреть один к одному – вот уже 100 тыс. операторов нам требуется на этот год для того, чтобы как раз стартовал нацпроект», – сказал он.

Пятое направление нацпроекта– интеллектуальный задел на будущее. В России беспилотные авиасистемы (БАС) самолетного типа более востребованы, чем коптеры (вертолеты), но пока упор делается именно на вертолетные беспилотники, считает главный экономист «ВЭБ.РФ», глава Экспертного совета по диверсификации ОПК комплекса и импортозамещению при правкомиссии по импортозамещению Андрей Клепач.

«Я думаю, что авиационная техника более перспективна, хотя если посмотреть на «дорожную карту», которая сейчас разработана, то все-таки здесь, на мой взгляд, слишком большой уклон именно в вертолетную технику», – сказал он в Новосибирске. Наиболее перспективными направлениями применения БАС Клепач назвал дистанционное зондирование Земли, авиационную химическую обработку, доставку грузов.

Чтобы проекты были конкурентоспособным сервисом, очень важно понять реальную перспективную стоимость полета, считает Клепач. По его расчетам, если говорить о доставке грузов, то для авиатехники и для беспилотников это от 15 до 40 коп. на 1 кг груза на 1 км и порядка 10 тыс. руб., если говорить о летном часе. Применение БПЛА для доставки грузов может быть перспективным, считает Клепач, в северных регионах, в Арктике, а также при доставке грузов в Китай. Он также отметил, что востребованными могут оказаться заброшенные сейчас аэродромы малой авиации, которые можно будет использовать для беспилотных систем. «Это в три-четыре раза может изменить объемы грузопотоков к 2025, а тем более к 2030 году, – говорит Клепач, но для этого нужны сложные аппараты с радиусом полета от 300 км до 1 тыс. км и грузоподъемностью от 300 кг и выше».

У России очень серьезные традиции создания беспилотной техники, большой научный и производственный потенциал, а выделяемые средства представляются просто огромными, на них безусловно можно построить отрасль. Однако есть опасность, что упор в этой работе власти будут делать на крупных производителей, а армия частных изобретателей, некоторые из которых уже сегодня демонстрируют уникальные рабочие образцы, останется во власти всевозможных посредников, которым и будут доставаться финансовые сливки», – сказал «НГ» первый вице-президент российского Союза инженеров и председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. 

«У нас очень большие традиции создания беспилотной авиации. В СССР в каждом районе существовали кружки моделирования для детей, участники которых создавали модели беспилотных аппаратов, всевозможных радиоуправляемых самолетов, кораблей и даже подводных лодок на двигателях внутреннего сгорания. А вершиной достижений страны в этой области был беспилотный полет космического аппарата «Буран», - говорит Андриевский.

«Эти традиции не прошли даром, кроме того, у нас есть много авиазаводов, которые могут заняться и БЛА, есть большое количество ВУЗов, где могут быть открыты малые и средние производства, продолжает эксперт. - А есть и большая армия частных энтузиастов, которые «в гаражах» делают весьма продвинутые образца такой техники. Меня, например, поразила разработка дрона на реактивных двигателях размером с письменный стол, которую в полете трудно отличить от настоящего истребителя. Однако у нас путь от разработки до серийного производства проходит через очень большое количество посредников, прокладок, в итоге изобретателям достаются крохи, и они теряют свой энтузиазм. Поэтому Союз инженеров России призывает срочно переходить на модель, которую использует американское агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA: там приоритет отдают как раз не крупным предприятиям, а финансируют и помогают запустить в серию технологические новинки именно «гаражных» изобретателей».


Читайте также


Пекин не оправдал надежды Запада

Пекин не оправдал надежды Запада

Владимир Скосырев

Для КПК важнее всего избежать войны и обеспечить внутреннюю стабильность

0
380
Узбекистан стремится стать дорогой жизни для экономики Киргизии

Узбекистан стремится стать дорогой жизни для экономики Киргизии

Виктория Панфилова

Ташкент инициирует новые проекты и формирует повестку дня Центрально-Азиатского региона

0
1352
Ипотеке подбирают замену...

Ипотеке подбирают замену...

Анастасия Башкатова

Оптовые цены на бензин заинтересовали антимонопольщиков

0
1232
В Германии тоскуют по канцлерству Меркель

В Германии тоскуют по канцлерству Меркель

Олег Никифоров

В Москве нет однозначной оценки правления политика-долгожителя

0
2395

Другие новости