0
8213
Газета Экономика Печатная версия

24.08.2023 19:49:00

Общепит растет из-за перемен в моделях поведения россиян

Итальянская кухня оказалась заложницей предпочтений жителей РФ

Тэги: экономика, общепит, спрос, внутренний туризм, гастрономические привычки, пищевое поведение

On-Line версия. Информация дополнена 14:55 27.08.2023

экономика, общепит, спрос, внутренний туризм, гастрономические привычки, пищевое поведение Внутренние туристы поддерживают отечественный общепит. Фото агентства «Москва»

Общественное питание стало своего рода двигателем экономики, судя по данным Росстата, социологов и отчетам экспертов. Российский общепит сегодня на подъеме. Несмотря на смену вывесок и общее сокращение населения, граждане активнее пользуются услугами фастфуда. А бизнес расширяет предложения за счет новых форматов для перекусов или даже торжественных ужинов. Рост спроса на услуги общепита в РФ эксперты объясняют несколькими факторами: сменой жизненного уклада, когда семейные трапезы становятся более редкими, а также ростом внутреннего туризма.

В первом полугодии 2023 года заметно выросла доля россиян, посещающих рестораны быстрого питания, показал опрос исследовательского холдинга Ромир. Тех, кто хотя бы раз в полгода бывал в заведениях так называемой большой тройки, а это «Вкусно – и точка» (бывший Макдональдс), Burger King и KFC+Ростикс, – стало 45% от опрошенных, и это максимум за последние годы. В первом полугодии 2021 таких было 39,3%, а к июлю 2022-го – и того меньше, 35,9%. К концу прошлого года спрос на такой общепит вырос почти до 42%, и теперь, как видим, превзошел и этот показатель. Директор по коммуникациям «Бургер Кинг Россия» Иван Шестов подтвердил, что число покупателей во всех трех сетях в первой половине 2023 года максимальное с 2019 года.

«Ставшая любимой и даже традиционной для россиян сфера быстрого питания успешно преодолела сложности пандемии и в большей степени турбулентность 2022 года, – говорит директор по работе с клиентами Ромир Маргарита Абрамкина. – Наблюдается устойчивый рост популярности сетей, которые, пройдя через сложную перестройку бизнес-процессов или даже полного ребрендинга, уверенно развиваются и масштабируются».

Неплохо чувствуют себя не только эти крупные сети. По данным Росстата, общий оборот общественного питания в РФ в январе–июне 2023 года составил 1,3 трлн руб., что в два раза больше, чем в ковидном 2020 году – тогда рестораны, столовые, бары и кафе получили выручки всего на 628,7 млн руб. За весь 2020 год оборот составил 1,4 трлн, тогда как в 2019-м – 1,6 трлн руб. (Росстат учитывает оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях, а также организаций – поставщиков продукции общественного питания. По данным ведомства, в 2019 году оборот вырос в сопоставимых ценах по сравнению с 2018-м на 4,9%, а в 2018-м рост составил 4,2% также в сопоставимых ценах по сравнению с 2017 годом – до 1,5 трлн руб.).

Восстановление продолжалось и в 2021 году, тогда оборот общепита вышел за первое полугодие на 889,2 млн, а за весь год наторговали на 1,9 трлн руб. В 2022 году, когда уже совсем не осталось ограничений по посещаемости, оборот за первое полугодие достиг уже 1 трлн, а за год – 2,3 трлн, то есть почти на 20% больше, чем в 2021-м. Эксперты поясняют, что такой аномальный рост связан с низкой базой 2021 года, когда в регионах еще сохранялись коронавирусные ограничения – сокращались часы работы, а вход был по QR-кодам. Кроме того, рост в значительной степени связан с инфляцией, которая в секторе общественного питания составила 13%.

Еще одна важная причина роста в общепите – бум внутреннего туризма в 2022–2023 годах. Из-за ограничений на выезд вырос спрос на внутренние путешествия. По данным Ассоциации туроператоров России, увеличение спроса в целом составило около 10%. А по многим популярным направлениям отмечено увеличение спроса почти на треть. Внутренний туризм в 2023 году может вырасти еще на 5%, заявлял ранее президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.

После объявления частичной мобилизации число заказов в столичных ресторанах падало в моменте почти на 20%. Опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) также фиксировали снижение посещаемости мест общественного питания. По данным социологов, в прошлом году около 22% россиян стали реже посещать рестораны и кафе.

«Увеличение аудитории сетей быстрого питания могло быть вызвано сразу несколькими факторами. Во-первых, низкой базой пандемийного 2021-го и турбулентного 2022-го. Во-вторых, ростом внутреннего туризма и соответственно быстрых перекусов в дороге и в других городах. То, что тратили на еду за границей, теперь тратят в России. В-третьих, продолжением развития и популяризации доставки готовой еды. Это пошло еще с ковидного времени, но с каждым годом заказать еду на дом становится все легче, а сервисы доставки охватывают большее количество населенных пунктов», – сказал «НГ» эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди. «Рост потребления граждан показывает, что экономическая активность российского общества восстановилась после сложного предыдущего года. То же самое можно сказать и о рынке быстрого питания. Крупные сети не прекратили вкладываться в PR и маркетинговые кампании. А кейс «Вкусно – и точка» показал действующим игрокам и потенциальным инвесторам, что предприятия фастфуда могут продолжать развиваться и расти и без иностранного контроля», – отмечает эксперт.

Сети фастфуда оказались самым любимым у россиян форматом общепита – их предпочитают 34% жителей страны, выяснили аналитики системы автоматизации ресторанов Absolut POS в ходе опроса более 3 тыс. жителей крупных городов России. В тройке самых популярных типов заведений также оказались рестораны смешанной и русской кухни (27,6% опрошенных) и рестораны азиатской кухни, включая суши-бары – их чаще всего посещают 19% респондентов. Каждый десятый опрошенный больше всего любит грузинскую кухню, при этом интерес к итальянской кухне и пиццериям оказался самым низким – их выбрали всего 9% россиян.

Согласно опросу, более трети россиян (31,1%) признались, что совсем перестали ходить в кафе и рестораны, предпочитая готовить дома. Четверть опрошенных (25%) ходят в рестораны раз в месяц, 17% – посещают кафе два-три раза в год по праздникам. 12% могут позволить себе ходить в рестораны несколько раз в неделю, а 15% – делают это несколько раз в месяц. «Гастрономические привычки людей в крупных городах России изменились. Еще пять лет назад наибольшей популярностью пользовались рестораны итальянской кухни, а сегодня их вытеснили разнообразные концепции современного фастфуда, азиатской кухни и возможность заказать любимые домашние блюда – борщ или котлеты – даже в самом модном заведении», – отметил региональный директор системы автоматизации Absolut POS в России и Беларуси Алексей Смирнов.

«Пищевое поведение людей меняется, – сказал «НГ» доцент кафедра информатики РЭУ им.Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. – Это связано с изменением семейного уклада россиян. Традиция семейной трапезы, веками помогавшая формированию родственных отношений, становится все более редким явлением. На смену ей приходит культура быстрой еды вне дома. Такая традиция изменяет гендерные роли (женщины становятся более ориентироваными на социальные достижения, чем на семейный быт) и еще больше ослабляет семейные связи. Для женщин аргументом становится возможность экономии времени на приготовление еды. Чаще других к такому поведению склонны бездетные семьи, доля которых по некоторым исследованиям в России достигает уже 25%. Не менее часто посещение ресторана предпочитают и молодые люди, живущие отдельно».

Оценка Росстата по обороту общепита в 2022 году (2,3 трлн руб.) занижена примерно на 40% заявила руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина. Торговые сети начали продавать упакованные ресторанные блюда, запускать совместные проекты – например, объединяя кофейню с магазином цветов или устанавливая грили для хот-догов в непродуктовых несетевых магазинах.


Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1533
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2466
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
2237
Россия повернулась к Китаю

Россия повернулась к Китаю

Владимир Скосырев

Главы РФ и КНР констатировали, что тесное взаимодействие Москвы и Пекина соответствует коренным интересам двух стран

0
2280

Другие новости