Растущий внутренний спрос на электроэнергию Китай удовлетворяет за счет ископаемого топлива.
Фото Reuters
С начала 2025 года Китай сократил закупки российской нефти, угля и сжиженного газа на десятки процентов. КНР в ближайшие годы увеличит собственную добычу нефти и производство электроэнергии на своих угольных электростанциях, прогнозируют в США. Важным элементом энергетической политики Китая является сокращение потребления нефтепродуктов на транспорте, который переводится на электрические и гибридные двигатели.
Импорт угля в Китай из России в апреле сократился на 13% к тому же периоду прошлого года, сообщила китайская таможня. Импорт из Монголии, в основном коксующегося угля, в прошлом месяце сократился на 3%. Закупки угля у крупнейшего поставщика Китая, Индонезии, сократились на 20%. В апреле импорт угля в Китай из всех источников сократился на 16% в годовом исчислении, поскольку снижение внутренних цен сделало импорт менее выгодным.
Российское Минэнерго предполагало, что кризис угольной отрасли можно будет преодолеть за счет увеличения экспорта. Однако в понедельник вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что Пекин отказывается снять ввозные пошлины для российского угля. «Это процесс, который обсуждается. Мы в рамках переговоров говорим о том, чтобы отменить пошлину, которая была введена два года назад», – объяснил Новак. В сентябре 2024 года в интервью ТАСС министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о том, что экспорт угля из РФ в Китай в первом полугодии снизился на 8%, до 45,5 млн т. Однако Минэнерго России рассчитывает, что поставки вернутся на уровень не менее 100 млн т с 2025 года.
Но пока Пекин делает ставку на потребление собственного угля и увеличение производства электроэнергии на угольных электростанциях. В 2024 году Китай увеличил мощность своей угольной генерации на 48 гигаватт (ГВт). В 2023 году угольные генерирующие мощности также были увеличены на 47 ГВт угольных мощностей, добавленных в 2023 году. Китай одобрил создание 67 ГВт дополнительных мощностей угольной генерации и начал строительство 95 ГВт угольных электростанций в 2024 году, отмечается в аналитической записке Минэнерго США.
![]() |
Динамика производства, импорта и потребления нефти и жидких углеводородов в Китае. Источник: Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA). |
Кроме угля, Китай сокращает и закупки российской нефти. В январе–апреле 2025 года Поднебесная снизила импорт нефти из РФ на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Объем российских поставок черного золота в Поднебесную составил 32,4 млн т. При этом китайские импортеры заплатили за нефть из РФ с января по апрель 2025 года почти 17,1 млрд долл., что на 23,9% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Несмотря на сокращение, РФ остается крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Вторым поставщиком нефти оказалась Малайзия, которая поставила в КНР 26,3 млн т нефти, что на 48% больше, чем за тот же период прошлого года. Саудовская Аравия оказалась третьим по величине экспортером нефти в Китай с объемом около 25,6 млн т, что ниже прошлогодних показателей на 1,9%.
Китайское правительство требует от национальных нефтяных компаний увеличивать собственную добычу, отмечает Минэнерго США. В прошлом году добыча нефти и других жидких углеводородов в КНР достигла рекордного уровня в 5,3 млн барр. в сутки (б/с), что стало пятым показателем в мире.
Целевые показатели чистой добычи китайской компании CNOOC составляют примерно 2,1 млн барр. нефтяного эквивалента в сутки к 2025 году и от 2,1 млн до 2,2 млн барр. нефтяного эквивалента в сутки в 2026 году. Чтобы обеспечить эти целевые показатели, CNOOC планирует ввести в эксплуатацию четыре проекта в 2025 году, которые, как ожидается, будут иметь пиковую общую добычу на уровне 76,5 тыс. б/с.
Специалисты компании PetroChina (дочерняя компания CNPC) ожидают, что добыча сырой нефти у них останется относительно стабильной – на уровне 2,6 млн б/с.
Потребление нефтепродуктов в Китае росло каждый год с 1998 года до рекордных 16,2 млн б/с в 2023 году.
Однако в 2024 году китайские нефтеперегонные заводы (НПЗ) перерабатывали всего 14,2 млн б/с. Этот суммарный объем переработки составляет примерно 75,5% всей мощности китайских НПЗ. Сокращение нефтепереработки в прошлом году было обусловлено чистым снижением спроса на транспортное топливо. Внедрение электрических и гибридных легковых автомобилей замедлило рост потребления бензина. Спрос на бензин сократился также благодаря широкому внедрению тяжелых грузовиков, которые работают на жидком газе, а также электрических тяжелых грузовиков.
В 2024 году на электрические и гибридные автомобили впервые пришлось 48% продаж новых машин. Это означает, что Китай на шесть лет опередил достижение своей национальной цели – достичь уровня продаж электромобилей в 40%. Сильная государственная поддержка и конкурентный рынок помогли продавать более половины новых электромобилей по более низким ценам, чем их конкуренты с двигателями внутреннего сгорания.
Кроме нефти и угля Китай также резко снизил закупки сжиженного природного газа (СПГ) из России. В январе–апреле 2025-го поставки российского СПГ снизились на 27,2%. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, по стоимости импорт сократился на 28,1%. Россия занимает четвертое место в рейтинге поставщиков СПГ в КНР. На первой строчке в списке поставщиков СПГ в Китай находится Катар, объемы экспорта которого в КНР почти не изменились. На втором месте в списке экспортеров СПГ в Китай находится Австралия. Падение ее поставок составило около 24%. Малайзия, третий по величине поставщик СПГ в Китай, сократила свой экспорт за четыре месяца 2025 года на 25%.
Объем поставок российского трубопроводного газа в Китай в январе–апреле 2025 года вырос на 31,6% в годовом исчислении и достиг 3,3 млрд долл.