За десять лет ИСО поставило алюминиевым заводам России около 450 единиц уникальной техники. Фото пресс-службы ИСО
Машиностроение является одной из отраслей, которым санкции нанесли значительный ущерб, так как оно сильно зависело от западных решений и поставок. Импортозамещение потребует значительных ресурсов и времени, но в долгосрочной перспективе промышленность, несомненно, от санкций выиграет. Это доказано на примере отдельных специализированных и высокоспециализированных сегментов машиностроения: так, компания «Инжиниринг Строительство Обслуживание» сумела заместить на российском рынке высокоспециализированную уникальную технику для обслуживания алюминиевого производства. За годы разработки новых машин компания, как сообщает ее пресс-служба, оформила 32 ноу-хау, получила 94 патента на изобретения и поставила около 450 единиц техники.
Проект по производству обрабатывающей техники «Инжиниринг Строительство Обслуживание» (ИСО) открыла в 2013 году. С годами проект вырос в мощный инжиниринговый и производственный центр, обслуживающий интересы всей российской алюминиевой отрасли и вытесняющий с отечественного рынка импортную технику. Как это удалось и почему стало необходимым? Ведь импортозамещение в начале 2010-х еще не вошло в моду, наоборот, российское машиностроение делало ставку на западных партнеров.
Вызов голландцам
Для обслуживания алюминиевого производства требуется целая линейка сложной высокоспециализированной техники. Такие узкие машиностроительные ниши обычно занимают несколько компаний, которые обслуживают всех мировых заказчиков. Конкурировать со сложившимися лидерами практически невозможно из-за дороговизны и сложности выхода на такой рынок, неспособности новых игроков предложить конкурентоспособные цены и качество.
Для алюминиевой отрасли ведущим поставщиком специализированной техники давно стал голландский холдинг Hencon BV. Машины Hencon активно поставлялись и в Россию. Но российские алюминиевые заводы, большинство из которых расположено в Красноярском крае и Иркутской области, не всегда были довольны сроками сервисного ремонта голландской техники и сроками поставки запасных частей. При этом альтернатив голландцам не было.
ИСО, с другой стороны, обладало мощными компетенциями в гражданском и промышленном строительстве (построила как подрядчик Хакасский алюминиевый завод), компетенциями в производстве кранового оборудования и обслуживании дизельной техники, в том числе производства Hencon. Эти две причины и были основными стимулами, побудившими ИСО попытаться создать конкурента голландскому монополисту.
Техника против агрессии
К спецтехнике для алюминиевых заводов предъявляются особые требования прочности и надежности, так как она должна обеспечить бесперебойную круглосуточную работу электролизного и литейного производства. Условия эксплуатации крайне суровые: техника взаимодействует с химически активными веществами (электролит, анодная масса, фторсоли) в условиях высоких температур (электролиз проходит при температуре примерно 1000 градусов) и мощных магнитных полей, возникающих вокруг электролизеров.
Несмотря на это ИСО очень быстро прошла путь от разработки первых моделей до испытаний и поставок. Уже в 2015 году началось производство техники по заказам алюминиевых заводов. Машины ИСО по техническим характеристикам не уступали Hencon, но стоили благодаря эффективности производства в 2-3 раза дешевле. Также ИСО обеспечила максимально оперативное обслуживание техники, создав сервисные центры в российских городах, где работают алюминиевые заводы, а также в крупном промышленном центре Ачинске.
Все это позволило ИСО в короткие сроки произвести импортозамещение в машиностроительном сегменте, где мало кто решается конкурировать с мировым лидером. За десять лет компания поставила алюминиевым заводам России около 450 единиц уникальной техники.
Человеческий капитал
«Проект стал первым и самым масштабным из реализованных ИСО проектов импортозамещения, при этом он относится к такой сложной и высокотехнологичной отрасли, как машиностроение. Импортозамещение в 2013 году еще не было ни трендом, ни необходимостью, наоборот, российская экономика и особенно машиностроение полагались на западных партнеров. Нами тогда двигала вера в наш научный и интеллектуальный потенциал, убежденность, что мы можем превзойти иностранные решения. Сейчас все понимают, что для страны это единственный путь развития», – отмечает президент ИСО Алексей Баранцев.
Главной фактором успеха любого проекта руководство ИСО называет уникальный коллектив, собственные инженерные кадры. В штате ИСО сформирована команда из более чем 100 инженеров-конструкторов.
За неполные десять лет ИСО спроектировала 62 типа дизельной обрабатывающей техники, получила 94 патента на изобретения и оформила 32 ноу-хау.
Опыт собственных разработок очень пригодился, когда западные компании стали уходить с российского рынка. Так, в последние годы Ачинский филиал ИСО разработал и стал производить все виды оснастки для цехов литья алюминиевых заводов, которые ранее в Россию поставляли европейские компании. Без этого оборудования невозможно отлить мелкую чушку (основная форма поставки первичного алюминия) или слитки (форма поставки алюминиевых сплавов).
|
|
Компания спроектировала 62 типа техники, получила 94 патента на изобретения и оформила 32 ноу-хау. Фото пресс-службы ИСО |
Отдельным вызовом для ИСО была эффективность машиностроительного дивизиона. Узкоспециализированных моделей для алюминиевого производства требуется много, но даже российской алюминиевой отрасли – второй в мире по размерам после китайской – нужно сравнительно небольшое количество машин каждого типа. При мелкосерийном производстве тяжело достичь низкой себестоимости. Решить эту задачу помогло использование в ИСО производственной системы «Тойота» (Toyota Production System – TPS), нацеленной на рационализацию всех операций, снижение издержек и простоев, исключение лишних операций.
Президент ИСО Александр Баранцев ранее, в конце 1990-х и 2000-х внедрял TPS на Горьковском автомобильном заводе, на Братском и Красноярском алюминиевых заводах. Обучение TPS под его руководством прошли сотни руководителей высшего и среднего звена, благодаря чему система Toyota распространилась в российской промышленности в целом.
Внедрение TPS в ИСО позволило обеспечить конкурентоспособную себестоимость, но и рационализировать некоторые операции в алюминиевой отрасли. Дело в том, что часть работ на алюминиевых заводах выполняли неспециализированные машины при помощи дополнительного оборудования и дополнительных рабочих. Например, в 2012 году, до запуска ИСО машиностроительного проекта, для перетяжки анодной рамы электролизеров использовались мостовые краны и специальные устройства перетяжки. Созданные компанией машины заменяли большое количество оборудования и сокращали потребность в персонале: 19 машин МПАР и 19 операторов выполняют ту же работу, что ранее 120 кранов и устройств перетяжки со 120 анодчиками и рамщиками.
Другой яркий пример: загрузку анодной массы в электролизеры выполняли неспециализированные машины с помощью мостовых кранов и кюбелей (устройства переноски сыпучих грузов). 30 разработанных ИСО машин МЗАМ заменяют 910 единиц оборудования, необходимых для этих работ ранее.
Пылеуборкой и перевозкой ковшей с металлом еще в 2012 году занимались переоборудованные тракторы «Беларус». 10 специализированных машин МПУ заменили 27 тракторов-пылеуборщиков; 42 машины МТМ перевозят то же количество ковшей, что ранее 90 «Беларусов».
Новое направление работы ИСО – разработка экономичной и экологичной электрической техники. При этом машины на электротяге сохраняют мощность дизельных аналогов, а также высокие допуски к работе в электромагнитных и агрессивных средах.

