Глава Минфина Антон Силуанов призывает бизнес не смотреть на перспективы экономики РФ «слишком пессимистично».
Фото со страницы Министерства финансов РФ в «ВКонтакте»
У российских чиновников и крупного бизнеса разошлись взгляды на экономические перспективы страны в следующем году. Глава Минфина Антон Силуанов уверен, что в следующем году кредиты будут дешеветь, а остановленные проекты начнут оживать. В результате наша экономика выйдет на «сбалансированный и устойчивый рост», ожидают в Минфине. У предпринимателей – другие прогнозы. Они готовятся к «лютой весне», опасаясь что желанное потепление в экономике на деле окажется лишь краткосрочной оттепелью. Экономисты не видят явных предпосылок для выхода РФ из обозначенной в планах правительства инвестиционной паузы.
Глава Минфина Антон Силуанов уверен, что экономическая весна в России наступит уже в марте. С таким прогнозом министр выступил на Международном форуме Финансового университета во вторник. Но глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин думает совершенно иначе. По его словам, «не всегда за охлаждением идет сразу весна, иногда оттепель, а потом опять охлаждение». По мнению Шохина, при низких – менее 2% – темпах роста ВВП в России будет сложно достичь поставленных президентом национальных целей развития.
Шохин предлагает максимально быстро пройти нынешний период охлаждения экономики, с тем чтобы уже к концу следующего года оживлять экономику. «Ждем следующей осенью весны», – оценил перспективы потепления глава РСПП. «Этой весной боимся – говорят, что лютая зима будет в этом году, по прогнозам, вот не допустить лютой весны нужно», – добавил Шохин.
Силуанов счел настрой крупного бизнеса чересчур пессимистичным. «Так нельзя, с такими мыслями инвестиционную активность не поднимешь», – сообщил министр финансов. Ранее в РСПП прогнозировали, что на фоне высокой ключевой ставки спад инвестиций в основной капитал в России в следующем году может оказаться более глубоким, чем официальный прогноз правительства, и составить 1,5%. Напомним, официальный прогноз правительства – снижение инвестиций на 0,5% в 2026 году.
«Одновременно высокая ставка, крепкий рубль, высокие налоги, неопределенность в правах собственности и так далее – все это не может в нынешних условиях способствовать росту деловой активности и длинным инвестициям», – замечал в конце октября Александр Шохин, напоминая о том, что президент РФ просил не допускать переохлаждения экономики.
Помимо высокой ключевой ставки бизнес беспокоит чересчур крепкий рубль. «Крепкий рубль резко снижает возможность получения экспортных доходов. Они снизились на 20% по сравнению с планами, которые в начале года были. Даже технологическое развитие не может быть эффективным без экспорта традиционных ресурсов, технологий. Нам нужны стимулы для экспорта, и крепкий рубль эти стимулы притормаживает», – сказал глава РСПП.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), по итогам девяти месяцев этого года объемы внешней торговли России составили 503,9 млрд долл., что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт сократился на 4,6%, до 302 млрд долл., а импорт – на 1%, до 201 млрд. Основу российского экспорта по-прежнему составляют минеральные продукты, их удельный вес в товарной структуре экспорта составил 55,7%. При этом снижение экспорта в данном сегменте составило 14,7% – до 168,7 млрд долл.
По словам Шохина, сокращение бюджетного стимула и рост налогов также «не добавляют инвестиций и развития». «Мы фиксируем инвестиционную паузу, которая уже началась. Это опасно в нынешних условиях», – подчеркнул Александр Шохин. Опасность такой паузы, по его словам, заключается в том, что с рынка могут быть вытеснены российские производители. «Ниши могут заполнить китайские экспортеры оборудования и готовой продукции, очень трудно будет потом в конкурентной борьбе занимать места, уже занятые конкурентами из дружественных стран», – сказал он.
Деятельность Центробанка по возврату к более жесткому банковскому регулированию, по мнению бизнеса, также создает дополнительные ограничения с точки зрения доступности кредитных ресурсов. «Сейчас, несмотря на достаточно высокие ставки, трудно заимствовать... А сложности с заимствованием связаны с тем, что Центробанк регуляторику ужесточает: параллельно с достаточно высокими ставками еще нормы пруденциального надзора», – обратил внимание Шохин. Лоббист от бизнеса предлагает не ужесточать нормы банковского регулирования, так как часть займов предприниматели сейчас берут для пополнения оборотных средств.
«Сейчас два направления заимствования – это обслуживание старых долгов, которые привлекались по плавающим ставкам, и хорошо, что ставка снижается, расходы уменьшаются, и второе – это сейчас новая такая тенденция, это заимствование на оборотку, не на инвестиции, а на оборотный капитал», – уточнил глава РСПП.
По мнению же Антона Силуанова, у ЦБ появляется больше возможностей по снижению ключевой ставки. «Будут приниматься такие решения, будут дешевле заемные, кредитные ресурсы, вообще в целом ресурсы в экономике будут восстанавливаться и начинать развиваться новые секторы, продолжать развиваться проекты, которые ранее были приостановлены, жизнь пойдет уже по-новому, и нам важен сбалансированный и устойчивый рост. Именно такую задачу мы ставим, и такая задача, я уверен, будет решена», – заверил министр.
Глава Минфина напомнил, что в последние годы на фоне внешних ограничений власти вынуждены были дополнительно давать бюджетный импульс для поддержки граждан, промышленности и отдельных секторов экономики. «Это сработало, динамика экономического развития за предыдущие два года выше 4%. Но нам нужен устойчивый экономический рост, независимый от того, что сейчас сделали вливание... Мы не можем без конца такие вливания делать, поскольку это чревато разбалансировкой финансовой системы», – сказал он.
По его словам, сейчас основная задача – «навалиться на то, чтобы выровнять спрос и предложение». Министр пояснил, что «впрыски денежной массы, денежной ликвидности увеличили спрос, а предложение отставало, поэтому ЦБ достаточно активно предпринимает меры в этом году по охлаждению экономики». «Это необходимо, чтобы в следующем году... начать расти уже на базе устойчивого сбалансированного роста, когда не будет дополнительных стимулов, которые потом нужно будет охлаждать и ограничивать соответствующий спрос», – сказал Силуанов.
Чиновникам полагается излучать разумный оптимизм, напоминают эксперты. «Но опасения бизнеса совершенно обоснованны. Тем более что и официальный прогноз правительства исходит из спада инвестиций в реальном выражении в 2026 году. Предпосылок для ускоренного экономического роста сокращение капиталовложений точно не создает», – замечает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
Он напоминает, что в ряде отраслей промышленности, ориентированных на внутренний потребительский и инвестиционный спрос, с начала года наблюдается спад производства. «Не лучшая конъюнктура ряда мировых рынков и продолжающееся усиление санкционного давления влияют и на перспективы экспорта. В российской экономике снижается прибыль предприятий и растет число убыточных компаний. А расходы на процентные платежи по долгу уже превышают треть прибыли. В результате собственных ресурсов для инвестиций у бизнеса остается все меньше. А сверхжесткая денежно-кредитная политика (ДКП) у нас сохраняется на одном из самых высоких в мире уровней, ограничивает и спрос, и возможности по осуществлению эффективных капиталовложений. Рентабельность в абсолютном большинстве отраслей заметно ниже ставок по кредитам», – добавляет экономист.
Эксперт сомневается как в росте инвестиций после 2026 года, так и в ускорении экономического роста в 2027 году. «Текущие проблемы российской экономики одной ставкой уже не решить. Кроме скорейшего смягчения ДКП, необходим комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской деятельности и инвестиционной активности, а значит, и оживление экономики в целом. А при неизменности подходов рост, превышающий хотя бы 1% в 2026-м, уже начинает казаться оптимистичным сценарием», – считает Копейкин.
Для малого и среднего бизнеса (МСБ) затянувшаяся пауза дорогих денег оборачивается сокращениями производства, оптимизацией персонала, а в ряде случаев приводит к банкротству, обращает внимание управляющий директор компании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев.

