0
2542
Газета Образование Интернет-версия

14.07.2010 00:00:00

Хорошо учить, чтобы хорошо лечить

Тэги: медицина, образование


медицина, образование Никакие муляжи не заменят занятий в анатомическом театре.
Рембрандт ван Рейн. Урок анатомии доктора Николаса Тулпа,1632 г., Маурицхейс, Гаага

Плохо образованный финансист, плохо образованный юрист, даже плохо образованный учитель – это очень скверно, но все-таки не смертельно. А вот плохо образованный врач – может оказаться и смертельно.

Общий кризис нашего высшего образования не мог не коснуться и медицины. Публика любит поговорить о том, что в медицинские институты надо отбирать студентов по каким-то особым душевным качествам. Все это романтика. Врач – профессия массовая. Отбирать нужно не по душевным качествам, которые определить на собеседовании невозможно, а по оценкам на экзамене, поставленным честно. И дальше – по честно полученным оценкам в течение всего курса обучения. Коррупция в медицинских вузах отзовется болезненно в прямом смысле слова на всем обществе.

Что наше медицинское образование за последние двадцать лет стало намного хуже, как говорится, – медицинский факт. Главный врач одной из московских больниц, опытнейший организатор здравоохранения, призналась как-то, что старается не принимать на работу тех, кто окончил институт в последние годы – не доверяет их дипломам. Неправильные диагнозы, неправильное лечение – следствие плохого образования в вузе и практически отсутствие последипломного образования.

Одна из острейших проблем нашего здравоохранения – подготовка врачей – обсуждалась на прошлой неделе на заседании совета Национальной медицинской палаты. Современная медицина развивается стремительно. Один за другим появляются новые методы лечения. Современные методы, современные лекарства очень эффективны, но и агрессивны. Ими надо уметь пользоваться. И обучение это происходит не только в медицинском институте, но и после его окончания и должно продолжаться непрерывно, как непрерывно совершенствуется медицина. Одной из своих задач Национальная медицинская палата считает организацию всего процесса образования врачей, чтобы, как подчеркнул президент палаты профессор Леонид Рошаль, в России последипломное образование было доступно и было высокого уровня.

Леонид Рошаль только что вернулся со 113-го съезда Немецкой врачебной палаты – профессиональной общественной организации, которая существует уже 130 лет. Именно Немецкая врачебная палата разрабатывает структуру и стандарты последипломного образования, которые рекомендует региональным (земельным) медицинским ассоциациям. Высокое качество лечения в медицинских учреждениях, в какой бы земле ФРГ они ни находились, – убедительное свидетельство эффективности такой практики.

О последипломном образовании. У нас раз в пять лет врачи должны проходить коротенькие курсы повышения квалификации в институтах последипломного образования в больших городах. Но у главного врача может не найтись средств на такие поездки докторов, и тогда ухитряются зачесть повышение квалификации каким-то иным образом.

В других странах это происходит совершенно иначе. Елена Малышева, телеведущая Первого канала, сама окончившая Кемеровский медицинский институт, рассказала, как это происходит в США, куда она имела возможность отправить учиться своих детей. Те, кто хочет стать врачом, сначала четыре года учатся в медицинском колледже, затем четыре года в медицинской школе, затем так называемая резидентура – три года для терапевта, минимум пять лет для хирурга. Только к 31–33 годам врач становится полноценным и имеет право при желании открыть частную практику. Дальше каждые пять лет он должен подтверждать свою квалификацию, набрав определенное количество баллов (так называемых кредитов) за посещение научных конференций, конгрессов и приобретение конкретных навыков, заканчивающееся экзаменом.

Приблизительно так же строится последипломное образование и в Германии. Для получения сертификата в разных медицинских обществах там требуется либо набрать 150 баллов (кредитов) за три года, либо 250 кредитов за пять лет. Чаще всего участие врача в той или иной программе непрерывного медицинского образования в течение одного часа приравнивается к одному кредиту. Обычно докторам приходится самим оплачивать свое непрерывное медицинское образование, спонсорство фармацевтическими компаниями запрещено правилами медицинских ассоциаций и этическими нормами. Конечно, при такой системе врач всегда в курсе самых современных методов лечения, причем не только теоретически, но и практически.

Совет Национальной медицинской палаты намеревается заключить соглашение с Советом ректоров медицинских вузов, разработать новые предложения по сертификации врачей и в тесном сотрудничестве с Минздравсоцразвития РФ приняться за распутывание сложного клубка проблем нашего здравоохранения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
670
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
372
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
384
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
350