0
5358
Газета Образование Печатная версия

23.12.2020 18:38:00

Студенческое сообщество добилось снижения платы за обучение

Дистанционное получение знаний в вузах де-факто признано не вполне полноценным

Тэги: высшее образование, вузы, дистанционное обучение, плата

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

высшее образование, вузы, дистанционное обучение, плата Если студент занимается преимущественно вне стен университета, за что тогда платить? Фото РИА Новости

Студентам могут снизить плату за обучение. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин поручил ряду министерств проработать этот вопрос для обучающихся преимущественно в онлайн-формате.

Напомним, на пресс-конференции президента Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос дистанционного образования в стране. По мнению главы государства, «качество образования в России могло стать хуже из-за перехода в онлайн». Президент также высказал мысль, что «при переходе на дистанционное образование некоторые вузы могли бы снизить плату за обучение, если у них есть такая возможность».

Председатель правительства Михаил Мишустин оперативно утвердил список поручений по итогам ежегодной пресс-конференции президента. «Минобрнауки, Минпросвещения и Минфин должны проработать вопрос возможности изменения платы для студентов вузов, где обучение ведется преимущественно в онлайн-формате. Срок выполнения этого поручения – 15 февраля 2021 года», – говорится в сообщении кабмина.

В общем, можно считать, что тронулся лед в споре между вузами и потребителями их услуг. Ранее ситуация была тупиковой.

Кратко предыстория вопроса такова. Ситуацию «раскачали» студенты. Молодые люди в регионах организовали флешмобы в поддержку пересмотра стоимости обучения в своих университетах в сторону их снижения. С заработками сейчас у всех не очень, а цены за обучение все так же высоки. При этом учатся теперь по большей части вне стен университета. За что тогда платить? Этот же вопрос задали и студенты нескольких крупных московских вузов. Они написали открытые письма (петиции) руководителям своих учебных заведений. Аргументы, приведенные ими в письмах, выглядят так. Дистанционное образование – это не очное, и оно явно ниже по качеству. Следовательно, те высокие цены, которые были прописаны в договорах вуза с обучающимися, желательно пересмотреть.

Конечно, петиции юридической силы не имеют, но они обращают на себя внимание власть имущих. И в данной ситуации все так и случилось. Сначала отреагировали ректоры вузов. Кто-то вышел на связь со студентами, пусть и дистанционно. Кто-то общался со студентами письменно. Например, так выглядела ситуация в Высшей школе экономики (Национальный исследовательский университет). Там, кстати, студенты просили скидку в размере 50% на первую половину следующего учебного года. Стоимость текущего семестра они согласны были оставить без изменений. Но учебный офис ВШЭ сослался на ответ Министерства науки и высшего образования РФ и отказал в такой просьбе: «Отсутствуют основания для пересмотра (изменения) стоимости платных образовательных услуг, поскольку основные характеристики получаемого образования, предусмотренные договором, не изменяются при применении дистанционных образовательных технологий».

Параллельно в ВШЭ заявили об увеличении стоимости реализации образовательных программ университета на 20% из-за онлайн-формата обучения, объясняя это закупкой дополнительной техники для удаленной работы преподавателей, компенсацией проезда домой малообеспеченным студентам, покупкой лицензий zoom и т.п. Но студентов этот ответ не устроил. Они поставили под сомнение официальную позицию вузов о возросших за время дистанционного обучения расходах.

В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) руководители тоже отреагировали на заявления, что дистанционное образование скорее можно отнести к заочному. Там посчитали, что это не так, и требовать в связи с этим снижения платы неправильно. Не видят оснований менять тарифы и в других вузах города на Неве.

Вопрос о возмещении денежных средств студентам активно обсуждается не только в России. Например, студенты Ливерпульского университета опубликовали петицию с требованием о возмещении стоимости текущего семестра. Жалобы все те же: низкое качество образования и отсутствие доступа к университетским ресурсам. Также в Великобритании президент Национального союза студентов Замзам Ибрагим предложила дать возможность тем, кто не удовлетворен качеством дистанционного образования, пройти текущий учебный год после завершения пандемии бесплатно.

А в США появился даже отдельный портал, где можно заполнить форму-заявку с жалобой на дистанционное обучение. После чего со студентами связывается юрист. Сайт был создан в связи с большим числом обращений студентов за юридической поддержкой по вопросу денежного возмещения. Многие американские вузы уже возвратили студентам деньги за проживание в колледже. Что же касается вопроса снижения платы за обучение, то перерасчета там пока тоже нет.

В России до вмешательства главы государства в этот процесс надежд на разрешение ситуации в пользу студентов было совсем мало. Например, вот как выглядит это все с юридической точки зрения. Студенты не посещают занятия в университете, потому что пандемия. Разрешено работать лишь ограниченному числу предприятий. Образование не входит в их число. То есть вины университета в переходе на дистанционное обучение нет.

На стороне студентов – закон об образовании. Согласно ему, если студент не удовлетворен качеством занятий, он может расторгнуть договор в одностороннем порядке и вернуть себе часть уплаченных денег за некачественные услуги. Студенты имеют право подать в суд на университет и Министерство науки и высшего образования с требованием пересчитать стоимость семестра из‑за снижения качества образовательных услуг. При рассмотрении дела им придется доказывать на деле ухудшение качества занятий.

Подобные прецеденты есть, и кто-то из студентов, конечно, сможет это доказать. Однако если процесс примет массовый характер и суды завалят подобными делами, то рассмотрение будет идти крайне медленно, с финансовыми потерями для обеих сторон и большая часть студентов наверняка предпочтет просто переждать.

Но теперь мы видим, что глава государства принял в этом споре сторону налогоплательщиков. И это меняет дело. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачем в пединститутах увеличили число бюджетных мест

Зачем в пединститутах увеличили число бюджетных мест

Елена Герасимова

Нехватка учителей-предметников к 2029 году составит около 200 тысяч

0
1559
Задачу по восстановлению экономики возложили на граждан

Задачу по восстановлению экономики возложили на граждан

Ольга Соловьева

Рост отечественного ВВП возможен только в случае увеличения доходов населения

0
3146
Родители и учителя не верят в дистанционное обучение

Родители и учителя не верят в дистанционное обучение

Наталья Савицкая

В 14 регионах России начался эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды

0
2470
Потерянное десятилетие прожиточного минимума

Потерянное десятилетие прожиточного минимума

Анастасия Башкатова

Важнейший социальный показатель в долларовом исчислении сократился с 2010 года на 20%

0
2672

Другие новости

Загрузка...