0
5598
Газета Образование Печатная версия

25.05.2022 17:21:00

Вместо классов будут лаборатории, а вместо учителя – специалист

Родители с трудом воспринимают новые методики в школе, направленные на развитие самостоятельности учеников

Тэги: образование, цифровизация, школа, преподавание, новые методики, слс, учащийся, самостоятельность, ролевая функция


образование, цифровизация, школа, преподавание, новые методики, слс, учащийся, самостоятельность, ролевая функция Система работы учащихся по структурно-логическим схемам строится на условиях изменения их ролевой функции в обучении. Фото Александра Дроздова/PhotoXPress.ru

Сегодня все чаще говорят о колоссальном влиянии на учащихся цифровизации, причем высказываются крайние мнения – как позитивного, так и негативного характера. Не все приветствуют тот факт, что система образования планомерно переходит на «цифровые рельсы». Многих настораживает, что слишком много внимания уделяется в школе технологиям и методикам преподавания. И это понятно: родителям хочется вернуть привычное им – урок, где слышен полет мухи, где учитель менторствует, а ученики внимают.

Почему-то сразу по аналогии приходит на ум произведение Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева» (Николай Огнев – псевдоним советского детского писателя Михаила Розанова). Дневник относит нас к столетней давности. Цитата из него: «В нашей школе вводится Дальтон-план. Это такая система, при которой шкрабы ничего не делают, а ученику самому приходится все узнавать. Я так по крайней мере понял. Уроков, как теперь, не будет, а ученикам будут даваться задания. Эти задания будут даваться на месяц, их можно готовить и в школе и дома, а как приготовил – иди отвечать в лабораторию. Лаборатории будут вместо классов. В каждой лаборатории будет сидеть шкраб, как определенный спец по своему делу: в математической, например, будет торчать Алмакфиш, в обществоведении – Никпетож и так далее. Как пауки, а мы – мухи». (Шкраб – это школьный работник, слово употреблялось в 20–30 годах ХХ столетия).

Сегодня, конечно, с избытком новых методик, одобренных государством и признанных соответствующими Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Каждая имеет свои особенности. Практически все они направлены на то, чтобы заинтересовать ребенка и вовлечь в учебный процесс. Приведем пару примеров, как они действуют.

Известная как серьезный дидактик, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики непрерывного образования Московского государственного областного университета Людмила Перминова в своей лекции отмечает, что особенность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей и видеоклипов сегодня условно называют «клиповым мышлением». Есть ряд исследований, в которых доказывается, что у поколения Z (согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува, так называют детей, родившихся с 1997 по 2012 год) способность концентрировать на чем-то внимание сократилась до 8 секунд. И черты этого поколения – индивидуализм, инфантилизм, гибкость, повышенная рефлексия, ставка на собственный потенциал.

«Надо сказать, что черты во многом привлекательные, – отмечает в своей лекции профессор Перминова. – Клиповое мышление ученые описывают как «ризомное» (ризома – пучок, корневая система грибов), то есть неструктурированное, недифференцированное без опорных знаков-меток, которые помогают человеку обрабатывать новую информацию или новую ситуацию, создавая некоторые ориентиры. У современного ученика знаков-меток нет, и это самое «неудобное» и для ученика, и для учителя. Клиповое мышление не создает таких меток. Вернее, они есть, но в другом языковом формате – цифровом. Поэтому если в сознании ученика не сложилась структура научного знания, то эту структуру должен создать учитель с помощью новых для ученика условий и средств».

Таким средством, по мнению исследователя, являются давно и хорошо известные в дидактике и методике обучения структурно-логические схемы (СЛС), планы к изучению понятий, явлений, законов, фактов, теорий, исторических явлений, географических описаний, химических явлений и процессов. С помощью СЛС, по словам профессора Перминовой, оказывается возможным изучать новый материал по учебнику, ориентироваться в больших потоках информации, строить связный рассказ, пополнять знания из разных источников (проектная деятельность), осуществлять оценку и самооценку знаний, реализовывать ключевые компетенции, самостоятельно работать с книгой, развивать логическое мышление.

Система работы учащихся по структурно-логическим схемам строится на условиях изменения их ролевой функции в обучении. Это тонкий момент: не игра в привычном смысле слова (учебная деловая игра), а серьезное занятие для учащихся: они впервые выступают экспертами учебной книги всерьез. В этой работе как раз и пригодятся черты клипового мышления (малые порции информации, опора на свой потенциал, гибкость мышления). Со стороны учащихся – это полноценная экспертная деятельность, которая весьма положительно влияет на их самооценку и мотивацию учения, считает методист.

Елена Орлова, руководитель ассоциации «Школа нового поколения», директор школы № 2086 в Москве, дает «НГ» другой пример методических приемов. В основе программной деятельности школ ассоциации, в которую входит 56 образовательных учреждений из 9 регионов РФ, – поощрение поисковой и исследовательской активности детей, отказ от выравнивания поведенческих стереотипов, совместная проектно-исследовательская работа педагогов, практико-ориентированный подход. Применяются игровые методики на занятиях.

В общем, все то, что не знакомым с методиками кажется чем-то абстрактным и отвлекающим от учебного процесса. Но не будем спешить с выводами. Вот как Елена Орлова описывает методику, которая используется в младших классах. «Довольно часто педагоги начальных классов сталкиваются с неожиданными вопросами детей «не по теме», типа «почему небо голубое?», «откуда у ежа иголки?» и так далее, – поясняет Орлова. – Оставить их без ответа – значит, подавить любопытство, начать что-то объяснять – отойти от обсуждаемого на уроке вопроса. На помощь приходит простая на первый взгляд идея – записывать все подобные вопросы, а ответы на них давать позже уже как совместные открытия, сделанные классом вместе с учителем».

Описанные здесь методики поощряют самостоятельность ученика. И в некотором смысле они еще и щадящие для родителя. Ведь самая проблемная сегодня для семей с детьми ситуация, когда учитель вместо того, чтобы транслировать знания, настаивает, чтобы ученик искал решение сам. Многие родители воспринимают это с трудом.


Читайте также


У нас

У нас

«НГ-EL»

0
267
Тюменские ученые из "Роснефти" разработали ПО для цифрового исследования керна

Тюменские ученые из "Роснефти" разработали ПО для цифрового исследования керна

Татьяна Астафьева

Лабораторные центры компании стали площадками развития отечественных технологий

0
3350
Взгляд камня, черепахи или древней секвойи

Взгляд камня, черепахи или древней секвойи

Ася Аксёнова

В проекте «Бегемот Внутри» выступил Александр Фоменко

0
614
Принимать ли в университет детсадовца

Принимать ли в университет детсадовца

Наталья Савицкая

Академики советуют решить вопрос о пороговом поступлении в вузы

0
4020

Другие новости