0
11616
Газета Образование Печатная версия

17.05.2023 18:07:00

Высшее образование перевели в пилотный режим

Ректоры участвующих в эксперименте университетов соскучились по определенности

Тэги: высшее образование, профобразование, уровни, изменение, пилотный проект, образовательные стандарты


высшее образование, профобразование, уровни, изменение, пилотный проект, образовательные стандарты Фото freepik.com

Президент России Владимир Путин подписал указ о реализации с 2023 по 2026 учебный год пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Переход на трехступенчатую систему высшего образования протестируют в шести вузах: в Московском авиационном институте, Университете науки и технологий МИСИС, Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), Балтийском федеральном университете, Петербургском горном университете и Томском госуниверситете.

Пилотный проект предусматривает следующие уровни высшего образования: базовое высшее, специализированное высшее, а также один уровень профессионального образования – аспирантуру. На уровне специализированного высшего образования будут реализованы программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Срок освоения программ будет составлять: для базового высшего образования – от 4 до 6 лет; для специализированного высшего образования – от года до 3 лет.

Университеты, которые переходят на трехступенчатую систему, должны до 30 июня разработать и утвердить образовательные стандарты по новой системе высшего образования. Также президент поручил правительству в течение двух месяцев определить порядок перераспределения контрольных цифр приема на обучение для университетов – участников проекта.

Напомним, до отмены Болонской системы высшего образования в РФ были: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), аспирантура (не менее 3 лет). Новая система будет апробирована в рамках пилотного проекта: в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Московском авиационном институте (национальный исследовательский университет), в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС, Московском педагогическом государственном университете, Санкт-Петербургском горном университете, в Национальном исследовательском Томском государственном университете.

«Главная ценность указа в том, что он устанавливает базовое высшее образование, – заявил «НГ» ректор Российского нового университета, председатель Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов. – Надеюсь, что будет и единый учебный план. Это поможет расширить узкие места современного высшего образования. На сегодняшний момент, напомню, перевод из одного вуза в другой крайне проблематичен, начиная уже со второго курса. Причина – несовпадение учебных планов. Я надеюсь, что будет оставлено ядро в программе, и это ядро будет примерно равным практически во всех вузах, как это и было во времена СССР».

Кроме того, Владимир Зернов подчеркнул: «Радует, что отдельно выделено специализированное высшее образование и то, что его срок определен от 1 до 3 лет. И мы тогда сможем, например, эффективно решить проблему с айтишниками. Мы их будем готовить в магистратуре за 1–1,5 года, а не за 2–3. Цель такой подготовки – максимально быстро насытить рынок».

Что не совсем устраивает? Маленькое количество участников в пилотном проекте, всего шесть вузов. «Мне кажется, что этого недостаточно для такого серьезного проекта, – отметил в беседе с «НГ» Зернов. – Возможно, было бы правильней, если бы их было несколько десятков. То, что будет обобщение результатов, как об этом объявлено, – это хорошо. И есть надежда, что этот пилот через год уже будет внедрен в результате в систему высшего образования по всей стране».

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС, считает, что указ «расширит возможности для студентов и будет гарантировать их востребованность на рынке труда. У выпускников специалитета появится возможность обучаться в магистратуре нового типа на местах, финансируемых из средств федерального бюджета». По мнению ректора БФУ имени Иммануила Канта Александра Федорова, постепенный переход к трехступенчатой модели является важным шагом к созданию более гибкой системы подготовки кадров с учетом запросов представителей различных отраслей экономики, разным уровнем сложности и сочетанием фундаментальной и прикладной подготовки. Их слова приводит сайт госпрограммы «Приоритет-2030».

По словам Федорова, Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки. Срок обучения на базовом уровне увеличится до пяти лет, по некоторым педагогическим программам – до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений.

Отдельным уровнем образования становится аспирантура. Здесь – два трека: научный и преподавательский. Первый включает в себя научно-исследовательскую практику в лабораториях и научных центрах. Объем практики будет увеличен за счет исключения части дисциплин из учебной нагрузки. Второй трек предназначен для аспирантов, ориентированных на преподавательскую карьеру.

«Особым уровнем профессионального образования становится аспирантура с главной задачей – подготовкой диссертационных исследований. В этом решении мы видим, с одной стороны, возврат к проверенной временем модели подготовки специалистов со сроком обучения пять лет и традиционному пониманию задач аспирантуры как формы последипломного образования. В то же время свое место в новой структуре займет магистратура как специализированная подготовка. Достоинством является также сохранение вариативности образовательных программ и расширение прав вузов по определению их содержания и сроков обучения», – прокомментировал актуальность нововведений ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.

В общем, ректоры приходят к мнению, что, по сути, речь идет даже не о его реформе, а о всестороннем формировании системы высшего образования, полностью ориентированной на национальные интересы страны. 


Читайте также


До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2869
Шлейф коммерческой сделки с вузом

Шлейф коммерческой сделки с вузом

Елена Герасимова

Почему даже те абитуриенты, кто может оплатить свое обучение, предпочитают поступать на бюджетные места

0
7272
Константин Ремчуков. Московский стандарт профессиональной подготовки – актуальный ответ на запрос экономики на новые эффективные кадры

Константин Ремчуков. Московский стандарт профессиональной подготовки – актуальный ответ на запрос экономики на новые эффективные кадры

Константин Ремчуков

В столице идет глубокая трансформация принципов и подходов к среднему профессиональному образованию

0
12389
Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
10645

Другие новости