0
5185
Газета Образование Печатная версия

10.07.2024 17:25:00

Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Зачем вводили, а затем отменили раздельное обучение в СССР

Тэги: ссср, школа, раздельное обучение, неудачи, эксперимент, совместное обучение, история


ссср, школа, раздельное обучение, неудачи, эксперимент, совместное обучение, история В какой-то момент руководство страны посчитало, что совместное обучение мальчиков и девочек стало создавать «затруднения педагогического и организационного порядка». Фото © РИА Новости

70 лет назад, 1 июля 1954 года, вышло постановление Совета министров СССР № 1342 о восстановлении совместного обучения в школах мальчиков и девочек в Москве, Ленинграде и других городах страны. Раздельное обучение было до революции. Потом оно снова было введено в 1943 году. И уже окончательно ушло из школы в 1954-м. Почему вводили и почему отменили его – ясного ответа нет.

Сначала о причинах, почему вводили... Обратимся к докладной записке, подготовленной Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР». В ней утверждается, что неравноправие мужчин и женщин в области образования уже устранено благодаря введенному в мае 1918 года всеобщему образованию. Полное равноправие достигнуто во всех областях «хозяйственной, политической и культурной жизни». Совместное обучение стало создавать «затруднения педагогического и организационного порядка».

Согласно записке, правильная организация учебно-воспитательной работы требует учета особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Авторы записки считали, что введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит «не всегда здоровые взаимоотношения» между противоположными полами. Помимо этого, нововведение «может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где еще не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки». В первую очередь новый тип обучения предлагалось ввести в областных, краевых и республиканских центрах, а также некоторых крупных промышленных городах.

Разделение школ создало много проблем, решать которые власти часто были не готовы. Возникли трудности с подбором персонала и его нехваткой: согласно инструкции от 23 июля 1943 года, директорами мужских школ должны были назначаться обязательно мужчины, а женских – женщины. Нехватка учебного оборудования не позволяла проводить обязательный минимум лабораторных работ по физике, химии, биологии. Но одна из самых важных проблем – межгендерная коммуникация, которую как раз и отражают книги и фильмы того времени.

К 1954 году уже в 150 городах только РСФСР функционировали мужские и женские школы. Но значительная часть родителей и педагогов СССР были сторонниками совместного обучения во всех средних школах. Вопрос стал часто обсуждаться на родительских собраниях, причем число сторонников совместного обучения все время увеличивалось. В 1950–1953 годах в стране развернулась дискуссия по вопросу о судьбе раздельного обучения школьников. Центром этой дискуссии стала «Литературная газета». В апреле 1950 года в газете была опубликована статья профессора Виктора Колбановского «Волнующий вопрос», в которой говорилось о необходимости пересмотреть систему раздельного обучения в школах СССР. Профессор отмечал, что программы и учебники остались общими. Колбановский считал, что «отнюдь не меньшие достижения отмечаются и в школах совместного обучения». Более того, обучаясь вместе, мальчики и девочки оказывают друг на друга «сдерживающее и облагораживающее влияние».

В 1952 году министр просвещения РСФСР Иван Каиров констатировал: в мужских школах резко увеличилось число случаев нарушения дисциплины. Ученики приходили на уроки пьяными, начало процветать воровство, случались ножевые ранения, а иногда классы превращали в уборную. Документы, свидетельствующие об этом, до сих пор хранятся в Государственном архиве РФ.

Учителя, успевшие поработать в обеих системах, столкнулись с тем, что в «гендерных» заведениях к ним изменилось отношение. Ксения Ползикова-Рубец в своем «Дневнике учителя блокадной школы» вспоминает: «Военрук Плепис хватается за голову и приходит в отчаяние, а в общей школе перед ним трепетали и мальчики, и девочки. Петрову, нашу бывшую учительницу, ученики буквально оплевали». Она же рассказывает, как ученик седьмого класса выбросил из окна сначала 20 чернильниц, а потом парту, которая едва не убила уборщицу.

Во всех неудачах раздельного обучения ЦК КПСС обвинил Министерство просвещения РСФСР, указав, что оно «по существу сорвало выполнение постановления Правительства о введении раздельного обучения. С самого начала работа мужских и женских школ почти полностью была предоставлена самотеку». С раздельным обучением было покончено...


Читайте также


В Польше сооружен антиукраинский памятник жертвам геноцида

В Польше сооружен антиукраинский памятник жертвам геноцида

Валерий Мастеров

Монументальное эхо Волынской резни

0
2312
Большая любовь Колчака

Большая любовь Колчака

Алекс Громов

Если бы не Первая мировая, Россия догнала бы США

0
1135
Эти волшебники все умели

Эти волшебники все умели

Вера Чайковская

Художники группы «13» считались «формалистами», но именно они создали тот «поэтический реализм», которым мы гордимся

0
1093
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
3873

Другие новости