Американских учителей ждет радикальная перестройка управления образованием.
Фото Reuters
В национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» состоялась презентация доклада «Мировая образовательная политика – 2025. Тренды, реформы, решения». Доклад позволяет увидеть основные мировые тенденции, определяющие ближайшую будущность образования.
Авторы доклада разбили его на четыре части: «Глобальные векторы развития образовательных реформ в мире», «Международные исследования в образовательной политике стран 2024–2025 гг.», «Ключевые сферы, в которых шли образовательные реформы в течение минувшего года во всех странах», «Глобально значимые секторальные реформы». Как отмечается, в 2025 году усилилась наднациональная логика мировой образовательной политики. Регионы стали формировать собственные модели развития, выходя за пределы национальных рамок. Впрочем, часть стран продолжает опираться на собственные решения в области образовательной политики.
Доклад содержит подробный анализ важнейших изменений, произошедших в разных странах мира за последний год. Например, в Африке делают упор на более сфокусированный и управляемый подход к образованию. Китайская стратегия образования – это масштабный государственный план. И если предыдущие этапы развития образования в Поднебесной ориентировались в основном на увеличение доступности образования и повышения его качества, то нынешний этап нацелен на формирование образовательного уровня мирового класса.
В США начинается радикальная перестройка управления образования по инициативе президента Дональда Трампа. Страны БРИКС продолжают расширять и формализовать механизмы обмена своими успешными практиками. В России усиливается тренд на управляемую стандартизацию школьного образования, расширение механизмов контроля и на единообразие программ. Разрабатываются стратегия высшего образования до 2036 года и новая система высшего образования.
Исследование Trend Shaping Edukation 2025, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и включенное в доклад НИУ ВШЭ, рассматривают образование в широком контексте глобальных изменений. ОЭСР фиксирует рост геополитической напряженности и конкуренции за ресурсы: расходы на безопасность растут быстрее, чем инвестиции в образование. Технологический скачок, особенно развитие ИИ и зеленых отраслей, меняет структуру рынков труда и требует обновления образовательного содержания.
Крупнейшее международное исследование условий работы учителей и образовательной среды TALIS 2024, проводимое ОЭСР, показывает, что средний возраст учителей в странах ОЭСР достиг 45 лет и во многих государствах превышает 50 лет. Это усиливает зависимость систем образования от программ второй карьеры и ускоренной подготовки учителя.
Исследование Edukation at Glance называет три главных вызова: неравенство доступа для молодежи из семей с низким уровнем образования (они все так же редко достигают высшего образования); лишь 43% студентов оканчивают бакалавриат вовремя; дефицит навыков (отсутствие роста грамотности и навыков счета).
В совокупности же международные исследования фиксируют, что мир становится сложнее, требования к профессии учителя растут, а образовательные траектории усложняются.
Ключевые сферы, в которых шли изменения в первую очередь, – это применение ИИ в школах; противодействие буллингу и повышение внимания к психологическому благополучию учащихся, включающее организацию качественного бесплатного питания в школах; образование для рынка труда – от профориентации до новых навыков и обучения взрослых в рамках концепции непрерывного образования.
В докладе дано сопоставление разных подходов в отношении искусственного интеллекта в школах – от последовательной интеграции в учебный процесс в Китае до осторожных рекомендаций Европейской декларации. Но есть страны, которые решили вообще не вводить никаких ограничений, а дать широкий простор такому развитию, как, например, Эстония. Однако попытка осуществить это начинание в 2025 году пока не удалась.
В заключительной части доклада отмечается, что 2025 год обозначил переломный момент в образовательной политике. Системы образования во всех странах мира перестраиваются в условиях нарастающей сложности, неопределенности и конкуренции за человеческий капитал. Дефицит учителей, кризис грамотности, трансформация рынков труда, рост значения благополучия, стремительное развитие систем ИИ, изменение логики международной мобильности складываются в единую картину: образование перестает быть автономным сектором и становится ключевым элементом социальной, экономической и геополитической устойчивости.

