0
2580
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.10.2010 00:00:00

Процесс пошел

Михаил Юлкин

Об авторе: Михаил Анисимович Юлкин - директор Центра экологических инвестиций.

Тэги: сбербанк, минэкономразвития, киотский протокол


сбербанк, минэкономразвития, киотский протокол "Зеленая" энергетика выгодна для получения прибыли от продаж квот.
Фото Ольги Баумгертнер

В конце июля Минэкономразвития РФ с подачи Сбербанка России утвердил первые 15 проектов для совместного осуществления в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. Выбор, судя по всему, был трудным и занял почти полгода вместо отведенных по законодательству 2,5 месяца. Конкурс проектов был объявлен Сбербанком в феврале. Заявки принимались до середины марта. Всего на конкурс было подано порядка 45 заявок, 40 из них – эквивалентных 75,5 млн. тонн СО2 – Сбербанк принял к рассмотрению, остальные отверг по формальным причинам. Список принятых к рассмотрению проектов, как и положено, был опубликован на сайте Сбербанка. Стоит отметить, что список изначально насчитывал 39 проектов. А сороковой проект перевода Амурской ТЭЦ на природный газ появился позже, когда прием заявок формально уже закончился. Но у Сбербанка, без сомнения, были веские основания для того, чтобы принять проект к рассмотрению постфактум в виде исключения.

До августа Сбербанк сравнивал между собой и отбирал наиболее достойные проекты, руководствуясь тремя критериями, которые установило Минэкономразвития. Дополнительно Сбербанк интересовало, куда, собственно, инвесторы собираются потратить деньги, заработанные на продаже сокращений выбросов, а также то, ведется ли мониторинг хода реализации проектов и каковы результаты, то есть насколько удалось сократить выбросы по факту. В итоге появился список из 15 проектов, который Минэкономразвития утвердило своим приказом № 326 от 23 июля 2010 года.

Несмотря на установленный Минэкономразвития лимит конкурса в 30 млн. тонн СО2-экв., совокупный заявленный объем сокращений выбросов по всем утвержденным проектам составил 39,5 млн. тонн СО2-экв. Но это если считать по заявкам и проектным документам, которые опубликованы на сайте Сбербанка. Сам же Сбербанк утверждает, что углеродный потенциал утвержденных проектов составляет 29,9 млн. тонн СО2-экв. (эта цифра прозвучала в презентации А.Шатирова на конференции «Углеродные рынки России и Украины», состоявшейся в Москве 23–24 сентября 2010 года. – М.Ю.). Видимо, в своей оценке банк учитывает данные о том, как проекты реализуются и сколько тонн СО2 они сократили за прошедшие два года.

Впрочем, это больше процедурный вопрос. Хотя он себя еще, безусловно, проявит, когда дело дойдет до выпуска в обращение углеродных единиц по результатам реализации проектов.

Основная часть утвержденных проектов, а именно 6 из 15, реализуется в нефтегазовой отрасли. В пересчете на углерод это 18,4 млн. тонн СО2-экв., или 47% от общего углеродного потенциала утвержденных проектов (если, как и прежде, считать по заявкам, а не особым сбербанковским способом, который ему одному только и ведом). Средний размер проекта – 3,07 млн. тонн СО2-экв. Впрочем, есть и рекордсмен – проект СИБУРа на 9,6 млн. тонн СО2-экв.

Всего от предприятий в нефтегазовой отрасли на конкурс было подано 11 проектов на общую сумму 25,2 млн. тонн СО2-экв. Коэффициент «проходимости» (процентное отношение углеродного потенциала утвержденных проектов (в тоннах СО2-экв.) к углеродному потенциалу заявленных проектов (в тоннах СО2-экв.) составил, таким образом, 73,2%. В среднем по всем проектам он получился скромнее – 52,1%. А если взять проекты, направленные на повышение энергоэффективности в промышленности, то и того меньше – всего 30,1%. Из пяти заявленных на конкурс проектов, которые предусматривали использование биотоплива для выработки энергии, в окончательный список Минэкономразвития не попал ни один! Ни в ЖКХ (два проекта предусматривали перевод коммунальных котельных на местное биотопливо в Архангельской области), ни в промышленности. ЖКХ вообще не повезло: из семи заявленных проектов не прошел ни один.

В итоге среди утвержденных проектов на долю нефтегазовой отрасли приходится большинство – 46,7% (если мерить по углеродному эквиваленту), а на долю проектов в сфере энергоэффективности – менее 19%, на долю проектов с использованием биотоплива и возобновляемых источников энергии – 0%, на долю ЖКХ – 0%.

Бросается в глаза безусловное предпочтение крупным проектам. Хотя в большей степени в поддержке нуждаются малые и средние проекты. Доступ к финансовым ресурсам является для них серьезной проблемой, а возможность привлечь ресурсы через механизм совместного осуществления Киотского протокола – едва ли не последним шансом.

Однако обращает на себя внимание, что ни в одной стране мира ничего похожего на организованный конкурс и лимит в 30 млн. тонн СО2-экв. нет. Киотский протокол этого не требует, в нем вообще нет ограничений на передачу единиц сокращения выбросов (ЕСВ) в рамках совместного осуществления проектов. По одной простой причине: в отсутствие проекта выбросы парниковых газов приведут к точно такому же уменьшению национальной квоты на выбросы, что и передача ЕСВ. Так сконструирован этот механизм и так он работает.

А значит, не нужны ни конкурсы, ни лимиты. Государство ничего не жертвует на проект. Проект состоится (или уже состоялся, если инвесторы рискнули) в расчете на возможность реализовать сокращение выбросов на углеродном рынке и заработать на этом, компенсировав часть затрат. Без этой возможности сокращения выбросов не будет. А будут выбросы, которые без всякого конкурса и согласия государства «съедят» столько же единиц установленного количества, сколько единиц сокращения выбросов проект мог бы произвести и реализовать, если бы ему позволили состояться.

Минэкономразвития как уполномоченный орган и координационный центр по проектам совместного осуществления может и должен проверять заявленные проекты на их соответствие целям и приоритетам экономического развития. И должен отсеивать те, которые идут с ними вразрез.

До истечения зачетного периода Киотского протокола осталось менее 3 лет. А кроме 15 утвержденных проектов предъявить в качестве результата пока нечего. При том что потенциал сокращения выбросов у России огромен и все только и ждут, когда же, наконец, этот потенциал начнет воплощаться в проекты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1179
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3139
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1772
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости