Высокопрочный асфальт решит многие проблемы российских дорог. Фото Артема Килькина/PhotoXPress.ru
Исследователи РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина подвели итоги испытаний разработанного в университете модификатора к асфальтобетонной смеси. Изготовленное с его использованием дорожное покрытие тестировалось в течение пяти лет на участке дороги Шуя–Ковров.
Экспериментальный участок дороги был организован при поддержке правительства Ивановской области.
Испытания подтвердили, что модификатор структуры битума для асфальтобетонной смеси (рабочее название МСБ1) приводит к улучшению потребительских свойств дорожного покрытия, повысив морозостойкость, устойчивость к трещинообразованию и колееобразованию, а также увеличив шумопоглощение. Кроме того, замеры показали снижение длины тормозного пути за счет повышения адгезии покрытия.
Качество дорожного полотна на экспериментальном участке исследовалось методами контрольной вырубки, дефектоскопией и георадарным сканированием.
МСБ1 представляет собой добавку сложного состава. В результате ее применения изменяется структура асфальтобетона. В нем образуются разноуровневые физические и химические пространственные сетки, что обеспечивает прочное армирование асфальтобетонной смеси и сокращает миграцию низкомолекулярных соединений (масляных составляющих) из битума.
Модификация структуры снижает износ асфальта, обеспечивая устойчивость к воздействию циклических перепадов температур, которые характерны для климата средней полосы России.
Исследования подтвердили, что применение МСБ1 позволяет использовать на 0,6–1% меньше битума в составе асфальтобетонной смеси, что на 10% снижает стоимость асфальтобетонной смеси по сравнению с существующими аналогами.
В настоящее время налажен выпуск опытно-промышленные партии модификатора. Для расширения производства необходимо иметь гарантии от потребителей и заинтересованность компаний. Сейчас испытания модификатора продолжаются, исследуются его свойства в различных условиях. На автодороге Р-79 Иваново–Ярославль несколько лет назад организован второй экспериментальный участок с использованием опытной партии асфальтобетонной смеси протяженностью 1 км. За ним будем наблюдать до 2028 года.
На следующем этапе исследования планируется разработать оптимизированные составы добавки для различных климатических зон, где погодные условия отличаются от средней полосы России.
По данным мониторинга научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ) «Битумные материалы» Губкинского университета, в нефтехимической промышленности сохраняется тренд на увеличение доли использования в качестве сырья тяжелых высоковязких нефтей и высокозастывающих нефтей парафинового основания. Это значительно снижает эффективность процесса окисления гудрона и качество битума, требуя применения модификаторов – полимерных соединений для улучшения качества конечного продукта.
НОЦ «Битумные материалы» – научный центр, координирующий и оценивающий научно-технические разработки в сфере битумных материалов. Образован на базе битумной лаборатории Губкинского университета – старейшего научно-исследовательского центра в этой области.