0
213
Газета НГ-Энергия Печатная версия

22.01.2026 17:26:00

Энергия превращается в новую валюту

Новые цифровые финансовые активы получают обеспечение за счет контрактов на поставку электричества

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов – генеральный директор Института национальной энергетики.

Тэги: энергия, новая мера ценности, энергопотребление, современные технологии


энергия, новая мера ценности, энергопотребление, современные технологии Для снижения энергопотребления необходимы современные технологии, а не примитивная экономия. Фото Reuters

Многие тысячелетия золото оставалось надежным активом и служило эквивалентом денег. Но в современных реалиях нужна новая мера ценности. И такой мерой может стать энергия, ведь она нужна и бытовым потребителям, и бизнесу, и государству. В том числе много энергии требуется для майнинга криптовалют и обеспечения работы искусственного интеллекта (ИИ), для центров обработки данных (ЦОД).

Эта тема стала быстро набирать популярность. 21 июня 2025 года в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме глава «Роснефти» Игорь Сечин зафиксировал фундаментальное изменение мировой экономики, ключевым фактором развития которой становятся уже не деньги, а энергия. Утрата долларом своих казавшихся незыблемыми позиций – признак утраты доминирующих позиций не только США, но и всего финансового капитала: возникающее разнообразие средств платежа и накопления свидетельствует о смене «всеобщего эквивалента», он становится не денежным, а энергетическим. «Энергия – это универсальная валюта. Без ее трансформации в какой-либо форме невозможны никакие свершения», – заявил Игорь Сечин.

Мера ценности

9 сентября 2025 года в «НГ-энергии» вышла моя большая статья «Энергия становится новой мерой ценности». Вот что в ней среди прочего было написано: «Теоретически США могли бы организовать из крупнейших энергетических компаний аналог Федеральной резервной системы (ФРС) и эмитировать новую валюту, привязанную к усредненной цене единицы энергии на американском рынке, которая использовалась бы одновременно с долларом. В качестве такой единицы можно взять киловатт-час или американский терм. А если назвать новую валюту «энерго Трамп», то президент США будет в восторге».

6 ноября 2025 года на собрании акционеров компании Tesla знаменитый миллиардер Илон Маск заявил, что в будущем деньги могут исчезнуть. По словам предпринимателя, их эквивалентом станут единицы энергии. «Может быть, в будущем денег вообще не будет. Или деньги будут, но их можно будет измерять в ваттах», – отметил он.

Кроме того, в октябре 2025 года РОСНАНО, «Интеррос» и Т-Инвестиции анонсировали запуск проекта по токенизации энергетического объекта в Арктической зоне. Проект предполагает создание уникального финансового инструмента – энерготокенов, которые будут представлять собой цифровые финансовые активы, обеспеченные денежными потоками от конкретного объекта энергоснабжения. Это первый подобный опыт в России, открывающий новые возможности для инвесторов.

Квалифицированные инвесторы получат доступ к новому финансовому инструменту через платформу «Атомайз», входящую в экосистему Т-Банка. Доходность энерготокенов будет обеспечена долгосрочными контрактами на поставку электроэнергии крупному промышленному предприятию.

Токенизация энергетической инфраструктуры может стать основой для новой модели государственно-частного партнерства и привлечь дополнительные инвестиции в стратегические объекты энергетики. В перспективе энерготокены могут получить расширенное применение, став не только инвестиционным инструментом, но и средством расчета за коммунальные услуги.

В той же статье в «НГ-энергии» говорилось, что чем активнее в мире будут востребованы технологии ИИ, тем больше будет необходимо электроэнергии для их обеспечения. При этом главным требованием станет не цена энергии, а стабильность и надежность поставок, ведь если мощности ИИ будут обесточены и отключены, последствия могут оказаться катастрофическими.

Приведу небольшую цитату: «Очевидно, что возобновляемая энергетика по определению не может обеспечить надежные и стабильные поставки энергии. Солнце не всегда светит, а ветер не всегда дует. Следовательно, для обеспечения непрерывной работы дата-центров будет востребована углеводородная и атомная энергетика».

9 октября 2025 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в ходе Петербургского международного газового форума отметил: «Газовая генерация и цифровизация – две неотделимые вещи. Газовой генерации отдают предпочтение за счет надежности поставок по объему и непрерывности этих поставок. ЦОД здесь играют ключевую роль. Растет роль ЦОД в развитых экономиках, растет потребление газовой генерации. Соответственно растет роль потребления газа. Цифровизация, искусственный интеллект – вещь неотвратимая. Мы на этот путь уже встали, мы по нему идем, и альтернативы искусственному интеллекту нет. Чем мощнее ЦОД, чем мощнее искусственный интеллект, тем вам требуется больше энергии».

В последнее время в мире снижается интерес к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) из-за их нестабильности. Одновременно наблюдается ренессанс углеводородов и атомной энергетики. В ноябре Международное энергетическое агентство (МЭА) изменило свой долгосрочный прогноз. Теперь специалисты агентства прогнозируют, что мировой спрос на нефть и сжиженный природный газ может расти до 2050 года (ранее они предрекали снижение спроса на углеводороды и всеобщий переход на ВИЭ). В тексте отмечается, что сценарий был изменен, так как учел текущую политику государств, либо игнорирующих переход к чистой энергетике и обещания достичь нулевых выбросов к середине столетия, либо не представивших планы для достижения этого; МЭА прогнозирует, что мировой спрос на энергию вырастет на 15% относительно сегодняшнего дня. Согласно сценарию, к середине века спрос на нефть достигнет 113 млн барр/сут, что примерно на 13% больше потребления в 2024 году.

МЭА также прогнозирует, что мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) вырастет с примерно 560 млрд куб. м в 2024 году до 880 млрд куб. м в 2035-м и до 1020 млрд куб. м в 2050 году.

В свою очередь, генеральный секретарь Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ) Мохаммед Хамель заявил: «Мы видим, что спрос на газ в мире вырастет на 32% к 2050 году, а доля газа в мировом энергобалансе поднимется с 23 до 26%. Мы по-прежнему полагаем, что золотая эра природного газа впереди, а не позади».

Рост потребности в энергии неминуемо повысит интерес инвесторов к энергетическим активам. Следовательно, будут появляться все новые формы таких активов. Одновременно наблюдается непрерывное увеличение глобального государственного долга, который за 10 месяцев 2025 года стал больше на 8 трлн долл. и достиг рекордного показателя в 111 трлн долл. (95% мирового ВВП). Эта тенденция снижает доверие к финансовым активам государств, то есть к деньгам. Идея о том, что энергия – это универсальная мера стоимости (то есть эквивалент денег), может стать господствующей.

Климатические ориентиры

В ноябре в Бразилии состоялась конференция ООН по климату СОР30, итоги которой показали охлаждение интереса к зеленому энергопереходу. Итоговое соглашение включает лишь обязательство об увеличении финансирования усилий беднейших стран по борьбе с изменениями климата, но не содержит обязательств по отказу от использования ископаемого топлива. Исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН об изменении климата Саймон Стил отметил: «Я не говорю, что мы выигрываем битву за сохранение климата, но, несомненно, мы все еще ее ведем и даем отпор». Наблюдатели сообщили о серьезных противоречиях делегатов в ходе переговоров по согласованию текста итоговой декларации. В частности, ЕС и ряд латиноамериканских стран требовали прописать обязательства по постепенному отказу от ископаемых видов топлива, в то время как Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны хотели полностью исключить такие положения. Ряд участников призывали страны подписать хоть какую-то версию итогового соглашения, чтобы показать общее единство в борьбе с изменениями климата.

Европа и США

20 ноября 2025 года глава корпорации Total Патрик Пуянне заявил, что европейским странам следует избегать чрезмерной зависимости от импорта СПГ из США. Президент США Дональд Трамп «стремится каким-то образом заменить российскую зависимость американской зависимостью», поскольку Европа ищет энергоносители, заявил Пуянне. «Мы должны сохранить диверсификацию наших поставок», – отметил он.

Тревожные звонки зазвучали уже в начале декабря 2025 года. 3 декабря в ходе торгов в США фьючерсы на газ с поставкой в январе 2026 года впервые за три года превысили 5 долл/млн бте (156,75 долл/тыс куб. м). За год фьючерсы с поставкой «на месяц вперед» выросли более чем на 60%. Агентство Platts 2 декабря 2025 года сообщило, что разница между стоимостью контрактов на поставку газа на американском «Генри хабе» и на поставку СПГ в Северо-Западной Европе сократилась до минимального значения с момента начала расчета этого показателя и составила 4,309 долл/млн бте (135,08 долл/тыс куб. м), в то время как год назад этот показатель составлял 11,48 долл./млн бте. Цены на СПГ в Европе снизились до 9,076 долл/млн бте (284,52 долл/тыс куб. м) – самого низкого значения с 1 мая 2024 года. Одновременно в США цена на «Генри хабе» выросла до 4,9 долл/млн бте. Если цена газа в США будет стабильно превышать 5 долл/млн бте, а в Европе опустится до 8–8,5 долл/млн бте (250,8–266,5 долл/тыс куб. м), то это создаст условия для отмены поставок партий американского СПГ на европейский рынок. 

В начале декабря исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль раскритиковал политику ЕС в области энергетики. «Энергетическая политика – одно из слабейших направлений политики Европы… Она была ленива, слишком беспечна, за последние десятилетия в ней не учитывались должным образом энергетическая безопасность и ценовая доступность», – сказал он.

1 декабря 2025 года издание The Wall Street Journal опубликовало критическую статью о том, что зеленый курс европейской политики привел континент к потере политического консенсуса, «парализованной промышленности», а также к отложенным крупным проектам из-за самых высоких в мире цен на электроэнергию.

В свою очередь, директор по маркетингу и долгосрочным контрактам Total Ромен де ла Турнел заявил, что около 60%, или примерно 50 млрд куб. м, потерянного спроса на газ со стороны европейской промышленности, вероятно, уже никогда не восстановится, так как часть предприятий нефтеперерабатывающей и сталелитейной промышленности, а также производства удобрений были переведены в страны с более низкой стоимостью энергоресурсов.

Рост доли ВИЭ в энергобалансе подталкивает страны Евросоюза к развитию газовой генерации, которая способна стабилизировать энергосистему. В начале декабря 2025 года министр экономики и энергетики Германии Катерина Райхе подтвердила проведение в марте или апреле первого тендера на строительство новых газовых станций в рамках согласованной мощности 8 ГВт. Это говорит о том, что просветление в головах европейских чиновников постепенно наступает.

В Германии появляется все больше политиков, выступающих за возобновление закупок российского природного газа. Германии было бы целесообразно обратиться к президенту России Владимиру Путину с просьбой снова поставлять российский газ, что можно было бы увязать с прекращением огня на Украине, заявил в начале декабря 2025 года новый сопредседатель немецкой партии «Союз социальная справедливость и экономическая разумность» (переименованная партия «Союз Сары Вагенкнехт – За разум и справедливость») Фабио де Мази. «Это, например, на самом деле стало бы целесообразной политикой, если бы мы пришли к господину Путину и сказали: «Мы готовы также снова получать газ и хотим увязать это с режимом прекращения огня на Украине», – заявил де Мази на съезде партии в Магдебурге.

В конце ноября Оператор национальной энергетической системы Великобритании опубликовал отчет, в котором отмечается, что газ останется важным элементом обеспечения энергетической безопасности страны в следующем десятилетии. В период пикового спроса и падения выработки ВИЭ именно за счет газа будет обеспечена устойчивость системы. В отчете содержится предупреждение о возможном дефиците газа в период зимних пиков потребления, если не будут инвестированы достаточные средства в развитие газовой инфраструктуры и диверсификацию источников газа.

При этом власти Великобритании приняли решение о сохранении до марта 2030 года налога на сверхприбыль для нефтегазовых компаний. После этого срока он будет заменен новым налогом, который будет взиматься, только когда цена углеводородов будет превышать определенный потолок. Отраслевые ассоциации отметили, что этот налог негативно сказывается на инвестициях и ставит под угрозу рабочие места, а также делает добытые в британском секторе Северного моря нефть и газ неконкурентоспособными. Они призвали правительство быстрее перейти на новую систему налогообложения. 

В свою очередь, чешская компания – производитель электроэнергии Sev.en Ceska energie объявила, что планирует закрыть три угольные электростанции общей мощностью 2,4 ГВт из-за неблагоприятных экономических условий для работы угольных станций в стране. В портфеле компании останется только одна угольная теплоэлектроцентраль мощностью 64 МВт. Закрытие проектов должно произойти в утвержденный законодательством срок – начиная с декабря 2026-го и не позднее марта 2027 года. На уголь по-прежнему приходится около 40% производства электроэнергии в Чехии, но правительство поставило цель по постепенному отказу от угольной генерации к 2033 году.

Китай, Корея, Сингапур и Индонезия

Китайская корпорация международных морских контейнерных перевозок 24 ноября 2025 года объявила о вводе в эксплуатацию проекта 100-процентный конверсии коксового газа в чистые источники энергии, в том числе СПГ. Проект расположен в провинции Ляонин на северо-востоке Китая и предполагает ежегодное производство до 140 тыс. т СПГ, 60 тыс. т синтетического аммиака и 24 млн куб. м водорода. По данным компании, новая технология позволяет снизить затраты на производство водорода на 30% по сравнению с использованием природного газа или угля. 

Первый проект по производству СПГ из коксового газа в Китае появился в 2013 году. К настоящему времени в стране действует уже более 20 таких проектов, большинство из них сосредоточено в северных угледобывающих регионах. Кроме того, китайские компании реализуют такие проекты за рубежом: так, недавно было подписано соглашение между китайской и монгольской компаниями по производству СПГ из коксового газа на территории Монголии. Новый проект в провинции Ляонин отличается тем, что благодаря примененной технологии впервые достигнута 100-процентная конверсия коксового газа, что позволяет получить не только СПГ, но также аммиак и водород. Впрочем, экономическая целесообразность проектов по производству СПГ из коксовых газов точно не определена. В материалах об их реализации в основном делается акцент на экологической составляющей проектов утилизации отходящих газов.

Власти Южной Кореи планируют к 2040 году постепенно прекратить эксплуатацию 40 действующих угольных электростанций. Конкретные планы в отношении остальных 20 угольных тепловых электростанций будут подготовлены в 2026 году. О планах по закрытию электростанций объявлено в связи с присоединением Республики Корея к Альянсу против угля – декларации, подготовленной в рамках конференции ООН по климату.

В конце ноября генеральный директор сингапурской государственной компании GasCo, являющейся оператором централизованных закупок газа, Алан Хэн заявил, что в первом квартале начнется подбор кандидатов на заключение контрактов на поставку СПГ с 2028 года. Действующие соглашения покроют спрос Сингапура на газ в ближайшие два года, но к 2028–2029 годам дефицит поставок газа составит около 3 млн т/г, а к 2035 году он увеличится до 6 млн т/г. Доля газа в генерации электроэнергии в Сингапуре составляет около 95%. По словам Хэна, действующие контракты на поставку газа по трубопроводам истекают в 2028 году, а на поставки СПГ – в период 2028–2032 годов. Он отметил, что GasCo планирует продлить контракты с Малайзией и Индонезией на импорт газа по трубопроводам, но сингапурская сторона не уверена, что эти объемы сохранятся на прежнем уровне из-за роста потребления газа в этих странах. Относительно ценовой привязки в контрактах на импорт СПГ Хэн отметил, что будут использоваться и биржевые газовые индексы, и нефтяная корзина.

В свою очередь, министр энергетики Индонезии Бахлил Лахадалия отметил, что из-за роста спроса на газ на внутреннем рынке экспорт 20 партий СПГ из Индонезии перенесен с 2025 на 2026 год. По его словам, это стало результатом просчетов в планировании спроса на газ в стране. Ранее представители Специальной группы по регулированию деятельности в секторе разведки и добычи нефти и газа Индонезии говорили, что планы по экспорту СПГ из Индонезии в 2025 году составляли 150 партий СПГ, но предупреждали, что часть объемов может быть перенаправлена на внутренний рынок на фоне роста спроса со стороны генерирующих компаний.

Бангладеш и Австралия

Государственная национальная нефтегазовая корпорация Бангладеш Petrobangla решила закупать на спотовом рынке не менее семи дополнительных партий СПГ ежегодно, чтобы закрыть хронический дефицит газа для удовлетворения спроса заводов – производителей удобрений. Компания будет использовать средства, полученные от увеличения тарифа на природный газ, которое утвердила Комиссия по регулированию энергетики Бангладеш. Тариф повышен на 82,81%, до 29,25 така (0,237 долл.) на 1 куб. м начиная с 1 декабря 2025 года. Глава Petrobangla Резанур Рахман заявил, что повышение тарифа позволит компании поставлять 250 тыс. куб. ф (7,07 млн куб. м) газа в день в пиковый сезон производства удобрений – с октября по март. Также этот шаг поможет компании увеличить годовой импорт СПГ на 6,48%, до 115 грузов, и обеспечить дополнительный доход в размере 20,34 млрд така (166,78 млн долл.) в год.

В Австралии обнаружено месторождение природного газа на участке Эссингтон, расположенном на юго-востоке страны. Проект призван обеспечить газом восточное побережье Австралии. Последние семь лет на шельфе Восточной Австралии работ по бурению не проводилось. Потребность в новом источнике газа связана с тем, что действующее месторождение в Бассовом проливе у побережья штата Виктория близко к истощению. 



Читайте также


Российская промышленность перешла в состояние стагнации

Российская промышленность перешла в состояние стагнации

Анастасия Башкатова

Данные по электропотреблению позволили экспертам быстрее Росстата оценить итоги года

0
4952
Адвокатура разбирает ошибки искусственного разума

Адвокатура разбирает ошибки искусственного разума

Екатерина Трифонова

В правовой сфере на современные технологии еще нельзя полагаться полностью

0
2038
Российская энергетика в режиме дефицита и растущих затрат

Российская энергетика в режиме дефицита и растущих затрат

Владимир Полканов

Способна ли отрасль трансформироваться, не теряя роли "кровеносной системы" экономики

0
2802
1. Летние конкурсы на размещение генерирующих мощностей провалились

1. Летние конкурсы на размещение генерирующих мощностей провалились

Запланированное строительство энергообъектов оказалось под угрозой

0
6368