0
1310
Газета События Интернет-версия

01.08.2000 00:00:00

Президент меняет руководство вооруженными силами?

Тэги: совбез, армия


совбез, армия Илья Клебанов, Михаил Фрадков, Андрей Кокошин готовы возглавить Минобороны, но востребован окажется лишь один из них. Либо кто-то еще.
Фото Артема Житенева, Фреда Гринберга (НГ-фото)

ЗАТИШЬЕ перед сильнейшей реформистской бурей - таким единственным определением можно охарактеризовать настроения, воцарившиеся сегодня в российских военно-политических кругах. Очевидно, что гордиев узел противоречий, завязавшийся из концепций военного строительства, отстаиваемых нынешним министром обороны маршалом Игорем Сергеевым, и вошедших в антагонистическое противоречие с ними планов начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина, способен разрубить только меч решительных кадровых перестановок.

Заседание Совета безопасности при президенте РФ перенесено на первую декаду августа. А до того президент и его окружение должны определиться, кому конкретно будет доверено проведение военного реформирования в должности министра обороны и начальника Генерального штаба. Тем временем ведется проработка общего замысла военного реформирования с опорой на расчеты Генерального штаба.

Впервые за точку отсчета военного реформирования берутся макроэкономические показатели развития страны до 2010 года, которые не так давно обнародовал премьер Михаил Касьянов. В прокрустово ложе долгосрочного правительственного планирования будут вмонтированы реформистские преобразования в Вооруженных силах.

Подобный подход принципиально отличается от прежней модели войсковых и флотских преобразований, которая не выходила за рамки пропорционально-структурных сокращений. В результате после очередных этапов военного реформирования сохранялась слегка уменьшенная по численности модель все тех же советских Вооруженных сил. Но зато никто из военных руководителей не был в обиде - вверенные ему формирования сократили-де больше, чем другие. Сегодня на повестке дня принципиально иная постановка вопроса - Вооруженные силы должны быть эффективными и способными выполнять хотя бы какие-то основные задачи по обеспечению безопасности государства, его защиты от внутренних и внешних угроз.

В этом отношении "бунт Квашнина" оказался как нельзя кстати. Он побудил президента поручить Совбезу самым тщательным образом разобраться с показателями военного реформирования и определить его магистральные пути. В эти дни для Совбеза нет более важной задачи.

Однако такая ситуация вовсе не означает, что консультативный аппарат президента полностью опирается на "концепцию Квашнина", пытается определиться в этих проблемах, исходя из оборонных потребностей и экономических возможностей страны. Совбез находится в довольно сложных условиях, поскольку со стороны министра обороны конкретные расчеты отсутствуют и его участие в подготовительной работе над документами не более чем консультативное.

Тем не менее принципиально важные направления военного реформирования уже обозначились. Судьба РВСН предрешена, структура Вооруженных сил примет трехвидовой облик. Однако, чтобы подсластить пилюлю стратегическим ракетчикам, их структурные преобразования пройдут в два этапа. На первом РВСН превратят в отдельный род Вооруженных сил, а затем, когда страсти в их среде поутихнут, ракетно-стратегический род войск вольется в ВВС. Сегодня аппарат Совбеза разбирается с каждой пусковой установкой и стремится исключить ситуацию, когда, единожды отрезав, затем семь раз думают, а целесообразно ли было такое сокращение.

Всем экспертам очевидно, что общую численность Вооруженных сил необходимо сокращать примерно на треть, а следовательно, и ужимать круг выполняемых ими задач. Рубеж определен в 800-900 тыс. личного состава. Возникают проблемы с увольнением примерно 300-400 тыс. военнослужащих в течение ближайших двух-трех лет. Наиболее затратные категории увольняемых - офицеры и прапорщики. Затраты по этой статье планируется вынести за рамки военного бюджета, сейчас вопрос согласовывается с соответствующими правительственными органами. В противном случае участь увольняемых офицеров мало чем будет отличаться от положения, в котором оказались их предшественники, так называемого хрущевского сокращения в середине 50-х годов: "миллион двести" так и не получили никаких выходных пособий, только грамоты за отличную службу.

Еще одно магистральное направление реформирования состоит в попытке сделать Вооруженные силы развивающимся организмом, а не организацией, которая последние десять лет проедает сама себя и тратит 70% военного бюджета на содержание личного состава, а остальное - на ремонт вооружения и военной техники. Ставится сверхзадача, квинтэссенция которой заключается в том, чтобы довести это оптимальное соотношение до показателей 50 на 50. Это, в свою очередь, позволит закупать новое оружие и технику, что в прямой зависимости обеспечит и выход из кризиса оборонного производства, насчитывающего порядка 1700 головных предприятий.

Словом, по замыслам Совбеза и расчетам Генштаба, подобным образом должна быть повышена качественная позиция Вооруженных сил.

Очертив генеральные направления, президент - Верховный главнокомандующий, как замышляется, вручит мандат на их выполнение новым военным руководителям, ибо нынешним доверия в этом вопросе нет. Имеется несколько "разведпризнаков", указывающих на то, что в администрации президента склоняются к разделению административных и оперативных полномочий по руководству Вооруженными силами, то есть учреждению политического контроля над силовыми структурами и назначению гражданского лица на пост главы военного ведомства. Вот тут-то кадровая обойма оказалась практически пустой. Но тем не менее можно делать некоторые предположения.

Один из наиболее вероятных претендентов - заместитель секретаря Совбеза Алексей Московский. Именно ему президент Владимир Путин персонально поручил вести работу по нынешнему реформированию Вооруженных сил. Буквально за несколько дней до того Алексей Московский получил из его же рук погоны генерал-полковника. Тем не менее в случае необходимости переход в гражданское качество может быть обеспечен одним росчерком пера. Алексей Московский довольно молод, энергичен, ему всего 53 года. В Совбезе отвечает за вопросы военно-технической политики и оборонно-промышленного комплекса. Его прохождение также вписывается в повестку дня реформирования - необходимости оснащения новыми образцами вооружения, он на протяжении пяти лет был первым заместителем начальника вооружения Вооруженных сил РФ, затем входил в состав Главной военной инспекции в составе администрации президента. Среди минусов карьеры - никогда не руководил оперативной деятельностью войск, но для политико-гражданского лица, наверно, это и не столь существенно.

Не исключается и вариант назначения на пост главы военного ведомства вице-премьера Ильи Клебанова. Ему всего 49 лет, выдвиженец Анатолия Чубайса с должности директора крупного оборонного предприятия в Санкт-Петербурге. Сегодня он курирует военную промышленность и оружейный экспорт, и, более того, его как-то надо разводить с главой вновь созданного Минпромнауки России, с которым совпадают сферы профессиональной деятельности. В минувшее воскресенье именно Илья Клебанов сопровождал президента на военно-морском празднике, нынешний же министр обороны Игорь Сергеев отсутствовал, что по-своему показательно, если вспомнить недавнюю инаугурацию, на которой олигарх Гусинский отсутствовал, но потом все разборки и начались.

Кандидат номер три на пост министра обороны - также выходец из президентского окружения, первый заместитель секретаря Совбеза Михаил Фрадков. Он исключительно гражданский человек, однако вплотную был связан с экспортом вооружения, возглавляя Минторг РФ. Он уж совершенно определенно не разделяет интересов какого-либо из кланов в системе Минобороны. Молод - 50 лет, хорошо знает и прекрасно ориентируется в коридорах власти. Его перевод в аппарат Совбеза в марте этого года связывали с перспективным выдвижением на ответственную должность в силовые структуры.

Среди других известных фигур рассматривается бывший секретарь Совета обороны Юрий Батурин. В политику пришел из заведующих лаборатории космической фирмы Сергея Королева. Доктор юридических наук по проблемам компьютерного права. Ему 51 год. Симптоматичен тот факт, что недавно он завершил обучение на высших оборонных курсах Академии Генерального штаба (около трех месяцев). Однако любовью и признанием Вооруженных сил никогда не пользовался.

Некоторые наблюдатели склонны считать, что на российском политическом небосклоне может возродиться звезда Андрея Кокошина, бывшего первого заместителя министра обороны (отвечал за вопросы связей с оборонной наукой и промышленностью). С поста секретаря Совбеза его сверг Борис Ельцин за очевидные симпатии к Юрию Лужкову. Доктор исторических наук, теоретик военно-экономических проблем - решение их на практике оказалось малоэффективным. Заметного следа от длительного пребывания в Минобороны ни в делах, ни в душах людей практически не оставил.

Предложение по кандидатам в начальники Генерального штаба еще скуднее. Нынешний первый заместитель генерал-полковник Валерий Манилов просто в расчет не берется, не то у него служебное прохождение: ни батальоном, ни полком не довелось командовать. Начальник Главного оперативного управления генерал-полковник Юрий Балуевский хотя и исключительно аппаратный работник, однако ему явно не хватает решительности характера, словом, "не боец". Начальник другого ведущего управления Генштаба - Главного организационно-мобилизационного, генерал-полковник Владислав Путилин всем хорош, но является креатурой ракетно-ядерного лобби в Вооруженных силах.

Среди командующих военными округами наиболее подходящими для замещения должности высшего оперативного руководителя российской военной машиной представляются командующий войсками Ленинградского округа Валентин Борбышев и Анатолий Сергеев.

В общем, у Владимира Путина выбор кандидатов и на пост министра обороны, и на должность начальника Генерального штаба ограничен, но его надо делать.

И тем не менее чистки уже начались - группировка маршала Сергеева тает на глазах: вчера указом президента отстранены от должностей начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов, начальник Главного ракетно-артиллерийского управления генерал-полковник Николай Караулов, начальник ПВО сухопутных войск генерал-полковник Борис Духов и некоторые другие генералы. В ближайшее время ожидается появление новых указов президента об освобождениях и назначениях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1592
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1167
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1332
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1400

Другие новости