0
1900
Газета Факты, события Интернет-версия

16.03.2017 00:01:00

Первопечатники и футуристы

Тэги: книга, римский папа, италия, япония, турция, россия, явление христа народу


Выставка «Книга глазами дизайнера», работающая до 24 марта в новом Ивановском зале Российской государственной библиотеки (РГБ), напоминает коллекцию какого-то книгочея и волшебника. Здесь собраны книги разных стран и эпох. Ренессанс и конструктивизм, барокко и модерн, Италия и Япония, Турция и Россия. От парижской «Хиромантии, физиогномики и геомантии» 1657 года до тифлисской футуристической брошюры с заумным текстом Ильи Зданевича и головокружительной типографикой. От набранного «в талмудическом стиле» сборника посланий папы Бонифация VIII до «Арифметики» Леонтия Магницкого – легендарного учебника петровских времен. А вот дикая и дерзкая книжка Василия Каменского «Нагой среди одетых» (1914), отпечатанная на обороте обоев: ее «верхний правый угол отрезан, как ухо Ван Гога», отмечает комментатор.

Эти книги для выставки отобрали не сотрудники РГБ, не книговеды, не историки литературы. И даже не антиквары-букинисты. Экспертами стали 14 московских дизайнеров, активно работающих в книгоиздательской сфере: Борис Трофимов, Николай Калинин, Анатолий Гусев, Анна Наумова и др. Те, кто создает сегодня художественную книгу, выбрали на свой вкус в хранилищах Ленинки по нескольку книг и сформировали свои личные разделы выставки. Экспозиция напоминает, что книга может быть не только источником информации, но и произведением искусства, конструктивно-дизайнерским артефактом. Раритеты конца ХV – начала ХХ века оказались интересны современным художникам, достаточно почитать их сопроводительные эссе к выбранным книгам. Приемы старых мастеров – типографов, иллюстраторов, переплетчиков, наборщиков – вызывают восхищение и сегодня, в век цифровых технологий. Современный книжный дизайн во многом вышел из «Апостола» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Это лишний раз доказывает и выставка самых красивых российских книг ХХI века на втором этаже. Там же можно увидеть типографские принадлежности былых времен.

«Гвоздем» проекта признали краеведческое издание – путеводитель для направляющихся из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. В то время между российскими столицами еще не ходил поезд, и эта книга-перевертыш была рассчитала на неспешное чтение в карете. «Символично, что копеечный путеводитель без картинок в 1841 году назвали словом «спутник». Спутник, кроме прочего, это то, что преодолевает оковы тяготения и выходит в космос. Устройство данного издания таково, что оно преодолевает временные, жанровые и прочие рамки. Это… самая концептуальная русская книга, а может быть, не только русская», – пишет о ней дизайнер Евгений Корнеев. Он же смакетировал в белом минималистском стиле и каталог выставки.

Кстати, почему такое название – Ивановский зал? Сто лет назад, рассказывают сотрудники РГБ, на этом месте был зал, где кроме прочего демонстрировался и шедевр Александра Иванова «Явление Христа народу». После революции картины вывезли, а выставочный зал снесли. Построенный на его фундаментах Ивановский зал унаследовал функцию предшественника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Инфляция замедлилась благодаря крепкому рублю

Инфляция замедлилась благодаря крепкому рублю

Ольга Соловьева

В России дешевеют непродовольственные товары

0
954
Апелляции напомнили о ее собственном праве на усмотрение

Апелляции напомнили о ее собственном праве на усмотрение

Екатерина Трифонова

Конституционный суд запретил служителям Фемиды бюрократические игры с ошибками в протоколах

0
816
Госдума ждет решений по бумажному бюллетеню

Госдума ждет решений по бумажному бюллетеню

Иван Родин

Поправок в избирательное законодательство появится гораздо больше

0
727
Россия заняла первое место по темпам прироста турпотока во Вьетнам по итогам I квартала 2025 года

Россия заняла первое место по темпам прироста турпотока во Вьетнам по итогам I квартала 2025 года

0
507

Другие новости