Всем победителям фестиваля «Проксима Центавра» писательница Виктория Балашова вручала книги. Фото Кирилла Судакова
В конференц-зале Московской городской организации Союза писателей России в седьмой раз прошел ежегодный фестиваль «Проксима Центавра». Его главной темой стали нейросети. Можно сказать, что «нейросетью был пронизан фестиваль». Взаимоотношениям с искусственным интеллектом (ИИ) были посвящены два круглых стола, в которых приняли участие писатели. Что это – новый инструмент автора? Какова роль нейросетей в творческом процессе? Они все-таки помогают или мешают?
Екатерина Ивушкина считает, что так как у нейросетей душа отсутствует, а у писателей весьма активно присутствует (по крайней мере в момент создания произведений), то заменить человека искусственный интеллект никогда не сможет. Кстати, хороший вопрос для писателей-фантастов: «Есть ли душа у нейросети?»
Примерами сотрудничества с нейросетью поделился писатель-маринист Александр Козлов. Нет, он не пишет книги с ее помощью, зато они сотрудничают при создании подкастов и при продвижении писательского сайта.
Активно ворвался в обсуждение Олег Дивов. Он рассказал о выявленном случае использования нейросети на Литературной мастерской Сергея Лукьяненко. Но, что самое забавное, во втором произведении, на которое пало подозрение, автор ИИ не использовал. «Так плохо даже нейросеть не напишет», – подытожил Дивов.
Любопытен и тот факт, что нейросеть часто приписывает себе авторство книг, которые написаны живыми, реальными писателями. Автор фэнтези Милена Завойчинская пыталась проводить подобные эксперименты с собственными старыми романами («написанными, когда еще о нейросетях не слышали»). Нейросеть нагло заявила, что это она такая молодец, а вовсе не писательница.
После дискуссии настало время для вручения наград фестиваля. В этом году в специальной номинации «80 лет Великой Победы» дипломы получили Мария Волкова (художник) и Сергей Волков (автор текста) за книгу «Азбука Победы», Тамара Потёмкина за сборник «Непобедимый русский дух» и Наталия Яковлева как составитель сборника «Победная весна». В номинации «Лучший женский образ» наградили Катерину Медвинскую (книга «Приказано жениться», образ Насти), а в номинации «Лучший мужской образ» – Милену Завойчинскую (книга «Право черной розы», образ Кайена Нэвиса). Новая номинация в этом году – «Лучший комикс». Дипломы получили Алекс Передерий (сценарий) и художница Дарья Идербай за графическую новеллу «Где мы, а где фантастика?». Почетной «Проксимой» за заслуги перед отечественной литературой наградили Евгения Харитонова, а награду за активную общественную деятельность в области литературы получил поэт и культуртрегер Александр Чистяков (интервью с ним см. в этом номере «НГ-EL»). В главной номинации «Лучшая книга» были отмечены Юрий Быков (роман «Изломы») и Екатерина Ивушкина (сборник «Божонка»). Премию «Большая Проксима» (за книги, вышедшие с ноября 2024 года по октябрь 2025-го) получили сразу три автора: Борис Батыршин за серию книг «Этот большой мир», Рам Бинду Шрестха за книгу «Мои советские воспоминания» (см. «НГ-EL» от 29.05.25) и Артем Гуларян за сборник «Тень воина» (см. «НГ-EL» от 25.09.25). В конкурсе рассказов места распределились следующим образом: 1-е место – Мила Бачурова («В гостях у сказки»), 2-е место – Александр Гуляев («Паразиты») и 3-е место – Айнур Сигбатуллин («Паноптикум»).
За помощь в проведении фестиваля председатель оргкомитета, писательница Виктория Балашова поблагодарила директора Евразийского литературного агентства Надежду Маслову.


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать