0
1458
Газета Пять книг недели Печатная версия

18.11.2020 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: водолазкин, земских, колымагин, кумандареас, штейнберг


43-9-16150.jpg

Евгений Водолазкин. Оправдание Острова: Роман.

– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. – 416 с. (Новая русская классика). ISBN 978-5-17-134423-8

Новая книга прозаика, литературоведа, доктора филологических наук, автора романов «Соловьев и Ларионов», «Лавр», «Авиатор», «Брисбен», лауреата «Большой книги», «Ясной Поляны» и других литпремий Евгения Водолазкина – велеречивые и вместе с тем сатирически-пародийные хроники некоего острова, чья многовековая история вместила и княжеские междоусобицы, и Великую Островную Революцию, и гражданские войны, и Международные лошадиные игры, и говорящего кота, и извержение вулкана... «В дни благочестивого князя Феодора наш Остров был крещен. А до этого князя звали не Феодором, а Александром. И он не был благочестив. И правил лишь северной частью Острова, но в междоусобной войне захватил южную часть и стал князем всего Острова. В восьмое же лето своего правления сказал: Все соберитесь на Песчаной отмели, и там будете крещены. Сказал: Кто не примет крещение, тот мне не друг. Крестились все или почти все, понимая, что трудное это дело  – не быть другом князю...»

43-9-11150.jpg

Валерий Земских. Но где там: Стихи 2017–2019 гг.

– СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2020. – 200 с. ISBN 978-5-9676-1175-9

Сборник петербургского поэта Валерия Земских (автора 15 книг стихов, одного из редакторов-составителей антологии петербургской поэзии «Собрание сочинений (2010–2016)», лауреата премии им. Н. Заболоцкого) в форме давно избранного им верлибра развивает поэтику и философию, обозначенные в предыдущих циклах. Это философия мира, где некому доверять («Я бы поверил/ Да некому/ Пожелтела бумага/ Не разобрать ни строки/ Слышу голоса/ О чем они...»), поэтика недоговоренности, умолчания, за которыми сквозят беспомощность, невечность человека: «Приходят/ постоят/ и уходят/ и мне пора// забудут/ а потом// потом некому будет забывать». Часто вообще возникает сомнение в реальности существующего: «Изображаем жизнь/ А она мимо да мимо/ Надкушено яблоко/ Семечки застряли в зубах/ Троллейбус рогами царапает небо/ Увозить из прошлого/ В пустоту сейчас». Книга сопровождена аналитическим предисловием литературоведа Валентины Симоновской.

43-9-13150.jpg

Борис Колымагин. Вот это вот. Молчание в поэзии и жизни.

– М.: Виртуальная галерея, 2020. – 216 с. ISBN 978-5-98181-137-1

Молчание – главная тема этого иллюстрированного сборника эссе (некоторые из них ранее печатались в «НГ-EL»). На примерах из актуальной поэзии, живописи, фотографии поэт, прозаик, критик, кандидат филологических наук Борис Колымагин показывает тишину внутри человека, в природе, в культуре. Молчание – это колыбель речи. «Речь – это движение света. Восходящее солнце открывает спрятанное темнотой. Но далеко не все детали доступны нашему глазу.  Свет и открывает, и скрывает, хотя все вроде бы лежит на поверхности. Похожие вещи мы наблюдаем в поэзии: на первый взгляд все просто, а начнешь копаться – и можно утонуть». Изучая «Тело молчания и миг тишины», «Миф без мифа» (названия эссе) и т.д., автор делает вывод: «Мы устремляемся в погоню за тишиной, как Ахиллес за черепахой. И не догоняем. Она – предел, хотя всегда рядом. И все-таки в нее можно убежать...»

43-9-14150.jpg

Менис Кумандареас. Мастерская / Пер. с греч. В.Г. Соколюка.

– СПб.: Алетейя, 2020. – 128 с. (Библиотека новогреческой литературы). ISBN 978-5-00165-057-7

Мениса Кумандареаса (1931–2014) считают одним из самых значительных греческих прозаиков второго послевоенного поколения, последователем Флобера, Мелвилла, Фолкнера, Томаса Манна. Он дважды лауреат национальной литературной премии, а в период диктатуры «черных полковников» трижды подвергался суду за «непристойные публикации». «Мастерская» (1974) – четвертая книга и первый роман Кумандареаса, в предисловии Франгиски Абадзопулу названный беспощадным анализом своего времени. «Каждую субботу вечером Беба Тандис, чертовски уставшая и чаще всего в дурном расположении духа, медленно идет по улице Пиреос, неся домой кипу счетов и квитанций. С пустыми руками, конечно, ходить куда лучше. Однако с тех пор, как она после смерти отца стала владелицей его мастерской и взяла мужа в компаньоны, многое изменилось…»

43-9-15150.jpg

Зигфрид Штейнберг. История книгоиздания в Европе. Пять веков / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой.

– М.: Центрполиграф, 2020. – 288 с. (Всемирная история). ISBN 978-5-9524-5466-8

Исследование посвящено развитию книжного дела в европейских странах: методы книгопечатания, шрифты, цензура и т.д. Автор начинает с главы «Первый век печати. 1150–1550», когда «Иоганн Генсфляйш цум Гутенберг (родившийся между 1394 и 1399 годами), майнцский ювелир из благородного семейства, начал экспериментировать с печатью в 1440 году, находясь в политической ссылке в Страсбурге. В то время и другие тоже занимались поиском методов создания «искусственного письма», как это тогда называли. Авиньон, Брюгге и Болонья упоминаются в качестве мест, где проводились такие опыты, и сохранились имена ювелира и иллюстратора рукописных книг, которые пробовали свои силы в этом деле. Общая атмосфера эпохи, несомненно, благоприятствовала изобретению Гутенберга».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Две книги Уранового века

Две книги Уранового века

Ксения Нагайцева

Столичные метафизики высказались по поводу Есенина и Высоцкого

0
588
Удалось избежать похожести

Удалось избежать похожести

Елизавета Лазуткина

Юлия Смолякова

«Премия читателя» приобрела всероссийский статус

0
414
Частично «вживую»

Частично «вживую»

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Красная площадь, виртуальный фестиваль, или О том, как что русская литература сняла карантин

0
3924

Другие новости

Загрузка...