0
1789
Газета День в Истории Интернет-версия

26.04.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 26 апреля

Тэги: история, философия, чернобыль


история, философия, чернобыль В Эдинбурге поставили памятник Дэвиду Юму, «Ньютону моральной философии».
Фото Дэвида М.Дженсена

Как славно было бы: сделать камертоном очередного календаря Международный день интеллектуальной собственности сам по себе. И поговорить о тех плодах разума, которые являются предметом этой собственности. Но вот незадача: отмечается эта дата, установленная ООН, с 2001 года, а значит, с самого начала подсвечена зловещими сполохами от события, о котором в сегодняшней «НГ» говорится много и подробно. 26 апреля 1986 года, четверть века назад, произошла ядерная катастрофа в Чернобыле. А предмет интеллектуальной собственности – знание, информация. Хочешь не хочешь – у информации сегодня чернобыльский контекст.

В некотором роде вся наша Вселенная – Чернобыль. Когда-то рвануло («Большой взрыв», начальная точка в отсчете ее возраста), но с тех пор все успело остыть. Остался ровный, исходящий отовсюду фон реликтового радиоизлучения, никому уже не угрожающего. Его и обнаружили в 1965 году американские астрофизики – Арно Аллан Пензиас, который родился 26 апреля 1933 года, и Роберт Вильсон. Одно из важнейших открытий в истории науки XX века.

Но вернемся к знанию о вещах более приземленных. Хотя бы о том же Чернобыле – самом настоящем, не метафорическом. С самых первых часов и дней после взрыва там отсутствовала – в том числе у непосредственных участников работ на АЭС – достоверная полная картина произошедшего. Отсюда – неадекватная постановка задач, неэффективность усилий. Из нынешних предъюбилейных публикаций это следует со всей определенностью. Сработал универсальный закон закрытого общества: подмена реальности удобным представлением о ней.

Надо сказать, привычка эта у человечества стародавняя, еще с тех пор, когда информационная закрытость считалась нормой. И здесь вспоминается история из медицины. Русский хирург Николай Пирогов нашел у себя незаживающую язву на слизистой оболочке верхней челюсти и заподозрил рак. Знаменитый немецкий хирург, к которому Пирогов отправился, отверг этот диагноз и настоял на терапевтическом лечении болезни, которое Пирогова не спасло. Этим хирургом был родившийся 26 апреля 1829 года Теодор Бильрот (ум. 1894).

О том, был ли он прав в случае с Пироговым, медики спорят до сих пор. Есть версия, что он с самого начала понял: это рак, и рак неоперабельный. Хирургическое вмешательство не помогло бы больному, а вот надежда на выздоровление – может быть, облегчила бы оставшиеся ему дни. Так это или не так, судить не мне. Но все-таки, думается, пропускать информацию через позитивные фильтры – неплодотворно. И в медицине, и в технике, и во всей общественной жизни. Если же говорить о Бильроте, то я напомню, что заслуги его – не только в том, что он разработал и освоил методику многих хирургических операций. Он, во-первых, ввел в практику множество гигиенических мер, в том числе ношение ежедневно сменяемых белых халатов. До этого считалось, что грязный китель – неоспоримое свидетельство опытности хирурга. (Вот что такое значимость культурного контекста, которым определяется восприятие!) А во-вторых, именно Бильрот придумал и наладил постоянную и полную медицинскую отчетность. Со своевременной фиксацией всех сведений о состоянии больного, благоприятных или нет.

И здесь пора обратиться к материям философским. Триста лет назад родился великий британский (точнее, шотландский) мыслитель Дэвид Юм (1711–1776). По воззрениям своим он был сторонник эмпиризма и агностицизма. Первый «изм» предполагает опору на опыт, на чувственное познание, то есть на достоверность, – в противовес ненадежности теорий и отвлеченных понятий. Второй означает в числе прочего неполноту и искаженность всяких субъективных представлений. Риторический вопрос: что делать? Один из главных трудов Юма озаглавлен очень значимо: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам». Вот за такие подходы Юма и назвали «Ньютоном моральной философии».

М-да. Был в моей редакторской практике случай в 1990 году. Театральный критик, превращаясь в журналиста и скандального телеведущего, брал интервью у разного рода ньюсмейкеров. В их число попал и директор Чернобыльской АЭС. Так вот, в тексте интервью миллирентгены были записаны неправильно и через черту дроби – получились миллилитры на рентген. Воистину, авторского копирайта достойно. Вот вам и владение информацией, и умение с нею обращаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
618
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
731
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
624
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
704

Другие новости