0
874
Газета Интернет Интернет-версия

01.03.2002 00:00:00

Дочки-матери

Тэги: интернет, форум


Из всех интернет-конференций и выставок Российский интернет-форум (РИФ) является одновременно самым представительным и самым закрытым. Для того чтобы принять в нем участие, необходимо уплатить довольно значительный взнос за регистрацию. Или предъявить удостоверение журналиста. При этом, поскольку форум проходит на протяжении нескольких дней в подмосковных "Лесных далях" в самом конце Рублевского шоссе, многие предпочитают расстаться с вдвое большей суммой, лишь бы не приходилось каждый день мотаться в Москву и обратно.

Обсуждения на РИФе часто задают тон дискуссиям внутри интернет-индустрии на полгода вперед - просто потому, что общим языком "интернетчиков" становится тот, который вырабатывается в ходе форума. На этот раз, как обычно, на РИФе слишком много тем для того, чтобы охватить их в одном материале. Поэтому мы остановимся на одной из, наверное, наиболее провокационных тем - удастся ли сетевым СМИ выжить в конкурентной борьбе с интернет-ресурсами традиционных массмедиа (газет, журналов, телекомпаний и радиостанций).

Неспособность представителей "традиционной" медиаиндустрии должным образом конкурировать с онлайновыми публикациями уже не раз обсуждалась на РИФе и на других форумах. Если во всем мире крупные конгломераты массмедиа уже доминируют on-line, то в России интернет-ресурсы традиционных СМИ только начинают занимать места в десятке наиболее популярных сайтов раздела "СМИ и периодика" Rambler's Top100 и других рейтинговых систем. Причем наибольшего успеха добиваются "гибридные" проекты - то есть такие интернет-ресурсы, в создании которых помимо телевидения принимали участие крупные порталы (например, "За стеклом" и "Последний герой").

Однако еще в прошлом году в десятке их не было и не могло быть, не говоря уже о скандальном третьем месте сайта "За стеклом" среди всех ресурсов российского интернета. За прошедшие несколько лет сетевые ресурсы традиционных СМИ показали гораздо более мощную динамику, чем интернет-издания. При этом у них в запасе оказывается серьезный потенциал как в виде собственной аудитории, так и в виде обилия редакционного "контента", то есть информационных материалов. При этом интернет-ресурсы традиционных СМИ, как правило, не несут расходов, связанных с подготовкой "контента", это бремя лежит на материнских компаниях.

Таким образом, дочерние интернет-ресурсы оказываются в более выгодном положении по сравнению с "чистыми" сетевыми СМИ, то есть с интернет-изданиями, для которых сеть является основной и единственной средой существования. Их преимущество (Gazeta.ru, Lenta.ru и RBC по-прежнему остаются бессменными лидерами раздела "СМИ и периодика") принято было объяснять двумя факторами, связанными с "исключительно сетевыми" технологиями. Во-первых, особыми формами подачи материала, а во-вторых, трезвым пониманием законов функционирования партнерских схем и рекламных баннерных систем, позволяющим обеспечивать необходимую "засветку" интернет-ресурсов и привлекать "трафик" на сайты. Это тайное знание оставалось уделом немногих. Всеми его аспектами владели специалисты, привлечение которых гарантировало успех проекта.

Участие таких специалистов обходилось крайне недешево, в то время как традиционные издания не готовы были платить им ставки, превышавшие заработные платы лучших журналистов. Этому препятствовало отношение к интернету как к задаче неприоритетной. Пожалуй, первыми отошли такого взгляда, судя по популярности, в "Комсомольской правде" и газете "Известия" - изданиях, входящих в Профмедиа холдинг, крупнейшим акционером которого является ОНЭКСИМбанк, или Росбанк, как теперь называется эта структура, которую принято ассоциировать с Владимиром Потаниным. Профмедиа холдинг также является акционером журнала "Эксперт", который выпускает специальную секцию журнала, в рубрике на сайте озаглавленную как "Эксперт-Интернет". Интерес, проявленный к проекту, был вознагражден сторицей, и интернет-ресурсы Профмедиа занимают соответственно седьмое и девятое места в традиционной конфигурации раздела "СМИ и периодика" Rambler"s Top100.

Следует справедливости ради заметить, что "Независимая газета" стабильно находится на 13-м месте в рейтинге. Однако если "Известия" и "Комсомольская правда" пока собирают доли аудитории, не соизмеримые с общим тиражом изданий, то интернет-аудитория "НГ" достигает уже трети ее общего тиража каждый день, кроме воскресенья, когда она остается единственным способом доступа к газете. Среди изданий, собирающих в день от 10 до 40 тысяч посетителей, почти каждое второе - это сетевая версия газеты. Интернет-СМИ из лидеров рынка - Gazeta.ru, Lenta.ru и RBC - по-прежнему чувствуют себя вне опасности. Их аудитория продолжает расти, правда, довольно стабильно. Никто не чувствовал присутствия интернет-версий бумажных СМИ вплоть до событий 11 сентября, когда они стали по-настоящему популярны. С тех пор их аудитория продолжает расширяться быстрее, чем даже у "гигантов", хотя они остаются игроками разных весовых категорий. Но появляется ощущение, что они могут поменяться местами, если только интернет-СМИ не владеют по-прежнему особыми рецептами популярности. Другими словами, им необходимо предлагать читателям что-то особое, чтобы и дальше им ничего не угрожало. Это может быть создание специальных тематических проектов - вроде "олимпийских", о которых можно прочитать подробнее в статье об Олимпиаде в интернете на этой полосе.

Модератор секции Иван Засурский признает, что отчасти это "провокация", которая может дать нам возможность поразмыслить о направлениях развития информационных проектов в интернете. По его словам, оригинальные онлайновые ресурсы представляют собой одно из важнейших достижений сети, у редакций есть достаточно времени для того, чтобы познакомить новую интернет-аудиторию со своими достоинствами. Однако от того, кого выберут "новички", вероятно, зависит их будущее. Мы вернемся к результатам дискуссии по окончании Российского интернет-форума.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ФАС России: Введение дифтарифа потребует адекватной оценки диапазонов потребления

ФАС России: Введение дифтарифа потребует адекватной оценки диапазонов потребления

Ярослав Вилков

0
714
В Хакасии опять найдется место для конкуренции

В Хакасии опять найдется место для конкуренции

Дарья Гармоненко

На довыборах в Госдуму "Единой России" предстоит борьба с КПРФ и местными элитами

0
1577
Цены на водку становятся политической проблемой

Цены на водку становятся политической проблемой

Ольга Соловьева

Повышение стоимости алкоголя в рознице простимулирует отток покупателей в серую зону

0
3336
Адвокатура готовится жить по-новому

Адвокатура готовится жить по-новому

Екатерина Трифонова

К изменениям базового профессионального закона отношение сложное

0
1634

Другие новости