Фото Reuters
Встреча президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа состоится 15 августа на Аляске. Как написала респектабельная швейцарская Neue Zürcher Zeitung, Трамп удивляет новым поворотом в политике по отношению к России. Своим ультиматумом он поставил себя в затруднительное положение, но, возможно, нашел выход из ситуации – личная встреча с Путиным.
Важно, что на предстоящей встрече предполагается обсудить не какую-либо отдельную конкретную проблему, а весь комплекс двусторонних отношений, чтобы добиться их коренного поворота к лучшему. И это после принятого Трампом решения о перемещении двух ядерных подлодок США ближе к берегам нашей страны и объявленной Россией отмены моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности по Договору о РСМД, денонсированному ранее США.
На этом негативном фоне спецпосланник президента США Стив Уиткофф прибывает в Москву и ведет трехчасовую беседу в Кремле, по итогам которой стороны объявляют о решении провести двустороннюю встречу на высшем уровне. Первым, кто встретил Уиткоффа в аэропорту и прогуливался с ним по парку «Зарядье», был глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, известный как один из наиболее активных проводников курса на экономическое сотрудничество между нашими странами.
Ясно, что бизнесмен и политик Трамп отнюдь не равнодушен к возможности возобновления такого сотрудничества с учетом тех потенциальных выгод, которые можно извлечь из совместных проектов для экономики США. И что для него еще более важно в личном плане, это возможность повысить свой рейтинг как внутри США, так и за их пределами.
Разумеется, все ждут, каково будет содержание бесед глав двух государств по украинскому урегулированию. Вот уже более полугода, начиная с памятного вопроса, заданного британским журналистом Киром Симмонсом Владимиру Путину на его итоговой пресс-конференции в декабре 2024 года, Запад упорно говорит о неуступчивости России и неготовности Кремля к компромиссам. Заметим также, что со стороны самого Запада отсутствовали упоминания о каких-либо подвижках в сторону политического реализма, при том что матрица таких возможных уступок у Запада весьма реальна.
И вот из Вашингтона поданы сигналы, которые в Москве оценены как «приемлемые». В этом отношении привлекает внимание опубликованное за сутки до визита Уикоффа в авторитетном военном издании Weapons and Strategy («Вооружения и стратегия») любопытное видение украинского урегулирования. Серьезный американский военный аналитик, бывший помощника заместителя главы Пентагона Стивен Брайен на основании многомесячного анализа ситуации, проделанного в недрах американского военного мозгового центра, видит свой сценарий решения проблемы.
Этот сценарий исключает как размещение на территории Украины иностранных войск, так и предоставление ей гарантий безопасности. В проект Брайена потенциально может войти пакет помощи в восстановлении, но без конфискации замороженных российских активов. В этом случае Украина не войдет ни в Евросоюз, ни в НАТО. Американский эксперт не исключает, что Украина может вернуться в сферу российского влияния – как в торговле, так и в других аспектах.
Для реализации такого сценария потребуются жесткие договоренности по территориальным вопросам, границам и торговле, а также постепенное снятие санкций и меры по восстановлению доверия между сторонами. По мнению автора, этот вариант может стать компромиссом, но окончательный исход конфликта пока остается неопределенным.
Весьма важно в данном случае посмотреть, каковы предпосылки исследования Брайена. Выясняется, что это не его личные соображения, которыми можно было бы пренебречь, а итоги фундаментального анализа, выполненного в недрах военных мозговых центров США по заказу крупнейшего банка JPMorgan Chase. То есть речь идет не просто об аналитической разработке, но о мнении представителей мировой финансовой олигархии. И с этим мнением не может не считаться Трамп.
Для Москвы более важно то, что в обнародованном сценарии урегулирования учтены многие принципиальные положения российской позиции, изложенной Путиным в выступлении в МИД РФ 14 июня 2024 года. Никаких отступлений от этой позиции Москва до сих пор не сделала и делать не намерена. Нюансы возможных договоренностей будут обсуждены экспертами и могут послужить основой для серьезного итогового документа предстоящего саммита. И этот документ при оптимистическом варианте развития событий станет началом принципиально нового, более стабильного этапа международных отношений.
Как сказал российский лидер в одном из своих комментариев к политике США, для нее характерно разочарование как следствие от избыточных ожиданий. Следует, на наш взгляд, и нам воздержаться от слишком оптимистических оценок возможных итогов переговоров. Скорее всего мы в самом начале многотрудного пути к урегулированию.
Тем более воздержимся от того, чтобы считать состоявшиеся в Кремле беседы и достигнутые договоренности триумфом российской дипломатии. Безусловно, подвижки в позиции США – результат кропотливой работы дипломатов. Но нельзя забывать о том, что «уступчивость» Белого дома становилась все более и более ощутимой по мере того, как наши подразделения продвигались вперед от линии боевого соприкосновения в Донбассе.