Фото сайта freepik.com
Президент РФ некоторое время назад подписал закон «О платформенной экономике», предусматривающий подробное регулирование работы маркетплейсов. В дополнение к нему правительством внесен законопроект № 959258–8, которым предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях несколькими связанными с законом статьями. Планируется, что следить за соблюдением новых требований будет Федеральная антимонопольная служба. Законопроект сейчас еще рассматривается, однако у специалистов, работающих в сфере электронной коммерции, к нему есть немало вопросов.
Напомним, с октября 2026 года у маркетплейсов появятся новые серьезные обязанности, а также, в случае принятия законопроекта, они будут нести административную ответственность за обеспечение требований, которые раньше не были обязательными. Это повлияет не только на владельцев интернет-магазинов, но и на продавцов товаров, владельцев пунктов выдачи заказов и потребителей.
Сейчас владельцы маркетплейсов часто устанавливают собственные жесткие правила для продавцов: требуют различные комиссии, могут в любой момент изменить цену товаров, заблокировать аккаунт компании в своем сервисе или ограничить доступ к покупателям. Государство намерено вмешаться в эти процессы и сделать их более прозрачными и предсказуемыми.
Согласно внесенному кабмином законопроекту, если маркетплейс не дает продавцу возможности разместить обязательную информацию о товаре, это будет считаться нарушением. При этом в законопроекте не указывается, какая именно информация имеется в виду, хотя следует предположить, что изначальная идея состояла в наложении ответственности за отсутствие на карточке товара важных для законодательства реквизитов (лицензии, сертификата, маркировки и т.д.). Также платформа обязана внедрить технические решения для обработки жалоб, сообщений от продавцов и сверки расчетов. За отсутствие таких функций маркетплейсы также будут нести административную ответственность.
Интернет-платформу могут наказать, если она необоснованно мешает продавцу продвигать товары – например, скрывает карточки или блокирует аккаунт предпринимателя. Будет установлена ответственность за ситуацию, когда маркетплейс снижает цену товара без согласия продавца. При этом закон предусматривает ответственность только за снижение цены товаров, не предусматривая аналогичных условий в отношении услуг.
Предлагаемые нормы не вносят правовую определенность в ситуации, когда маркетплейс влияет на цену товаров для потребителей, использующих разные устройства. Речь идет о случаях, когда в приложении на телефоне мы видим одну цену товара, а, например, в браузерах компьютера – другую. В результате получается, что платформа оказывает предпочтение некоторым покупателям, что запрещено ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Представляется, что в новых законодательных актах следовало отдельно предусмотреть запрет такой модели.
Маркетплейс будет обязан соблюдать ряд новых требований при взаимодействии с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ): предупреждать их об изменениях условий соглашений, делать соглашения доступными, обеспечивать прозрачность принципов формирования поисковой выдачи. Предполагается, что это сделает отношения маркетплейсов с продавцами и владельцами ПВЗ более прозрачными.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести штрафы для «хозяйствующих субъектов», если они не размещают информацию о товаре в публичном доступе. Но здесь возникает путаница. Законопроект не говорит о «партнерах посреднической цифровой платформы», а к «хозяйствующим субъектам» могут относиться и владельцы классических магазинов, торгующих офлайн. Это может привести к спорным ситуациям, в которых возникает двойная ответственность за одно и то же нарушение.
Также возникнет неопределенность в ситуациях, когда на маркетплейсе технически невозможно маркировать товары (и наносить иную «обязательную информацию»), но продавец все же публикует карточку товара. Непонятно, кто в этом случае будет нести ответственность. При строгом толковании предложений законопроекта ответственность должен нести продавец, поскольку он не обеспечил соблюдения требования законодательства, однако непонятно, будет ли смягчающим ответственность фактором отсутствие требуемого функционала. В любом случае продавцам следует рекомендовать воздержаться от размещения товаров при таких обстоятельствах.
Таким образом, закон, безусловно, ограничит доминирующую позицию маркетплейсов в отношениях с продавцами и владельцами пунктов выдачи товаров. Норматив тем не менее нуждается в дальнейших доработках: например, следует ограничить размер штрафов, которые владельцы маркетплейсов могут выставлять продавцам и владельцам ПВЗ, а также ограничить во влиянии на цены для пользователей разных устройств. Эффективность закона будет зависеть от принятия поправок в Кодекс об административных правонарушениях, вводящих штрафы за его несоблюдение. Законопроект, устанавливающий штрафы за нарушение закона «О платформенной экономике», который сейчас обсуждается депутатами, также нуждается в совершенствовании в ходе дальнейшего рассмотрения в Государственной думе. В частности, парламентариям необходимо доработать терминологию и устранить ряд пробелов, о которых было сказано выше.